Вторая «железная» жизнь
Речь пойдет не о фантастических способах оживления трупов или секретах вечной молодости. Мы поговорим о безразборной технологии ремонта, которая, как утверждают ее разработчики, способна восстановить любые узлы и механизмы, где есть трущиеся металлические детали, - начиная от кухонного миксера и заканчивая вертолетом. Технологию назвали красиво – ревитализацией (от латинского vita - жизнь), имея в виду, что она дает вторую жизнь механизмам. Учитывая интерес автомобилистов к новому «лекарству», недавно появившемуся на рынке края, мы решили проверить – не очередная ли это «дурилка» для доверчивых россиян. Возможность вскоре представилась…
Недавно жители пр. Кулакова (в Ставрополе) и его окрестностей имели возможность наблюдать удивительное явление. По улицам гоняла «Нива» с большим плакатом на заднем стекле: «Двигатель без масла». Для людей, знающих, что такое двигатель внутреннего сгорания, или хотя бы имеющих отношение к автомобилям, это могло показаться фокусом: без масла мотор «клинит» на первых же сотнях метров. А «Нива» легко пробежала почти пару десятков километров, причем ее сухой «движок» работал столь же тихо и ровно, как с маслом, даже датчик температуры не показал ее повышения.
Эта машина принадлежит предприятию «Ставропольпроектстрой», незадолго до «сухого автопробега» ее двигатель как всегда без вскрытия обработали в Центре ревитализации ремонтно-восстановительным раствором, изготовленным украинской корпорацией ХАДО. «Нива» к тому времени без капитального ремонта прошла более сотни тысяч километров, «движок» уже износился на 90 % и, что называется, не тянул. В общем, требовался капремонт, то есть, время и немалые деньги. При этом, как всегда у нас в России, гарантий, что отремонтированный автомобиль сколько-нибудь долго проходит, никто не давал. А Центр ревитализации гарантировал многое. Во-первых - что его характеристики станут близки к паспортным, а то и превышать их. Во-вторых - снижение затрат на ремонт в несколько раз по сравнению с обычными (по его прайсам восстановление жигулевского «движка» стоит около двух тысяч рублей). В третьих - что «выключат» машину из эксплуатации не более чем на пару часов. Но самое главное, что восстановленные характеристики не ухудшатся, минимум, в течение года, вне зависимости от режима эксплуатации и километров пробега. Словом, «Ставропольпроектстрой» фактически ничем не рисковал…
- Кто-нибудь еще хочет прокатиться? – поинтересовался директор Ставропольского краевого центра ревитализации Александр Голубовский после второго «сухого» заезда.
Желающих – из числа независимых экспертов – больше не нашлось: и так было понятно, что произошло нечто из ряда вон. Собравшиеся, представители транспортных организаций, ремонтных предприятий, минсельхоза края и т.д., на глазах которых сливалось масло из двигателя (и которые, кстати, потребовали при этом даже масляный фильтр открутить, чтобы убедиться - картер двигателя, действительно пуст), теперь потребовали вновь его залить и проверить давление. Оно оказалось в норме, а машина работала тихо, без вибраций…
На лицах собравшихся, большинство из которых много чего повидали в жизни, легко читалось недоумение: они поняли - это никакой не фокус, а, стало быть, получалось, что все, о чем говорили им перед этим специалисты Центра, действительно, правда. Но поверить в это было слишком трудно.
Что же это за технология? Дело было еще в 70-х годах, и дело было секретным: советское государство поставило перед учеными задачу – улучшить тактико-технические характеристики стрелкового оружия, а также поднять моторесурс и неуязвимость боевой техники. Ученые не подкачали: обработанные по технологии ревитализации «стволы», близкие к списанию на лом, стали лучше новых, а танки с пробитыми картерами могли часами вести бой.
Если коротко, то суть метода заключается в следующем. В отличие от различных присадок, образующих только пленку, исчезающую со сменой масла, ремонтно-восстановительный состав после попадания в масло или в другие виды смазок в процессе эксплуатации образовывает с поверхностным слоем металла в местах трения металлокерамический защитный слой, десятикратно превышающий прочность стали. При этом сила трения становится настолько незначительной, что двигатель сможет «ходить» некоторое время вообще без масла. Во всяком случае, нам показывали акты испытаний, когда такой пробег без существенных последствий для двигателя составлял даже триста километров.
Ничего особо сложного в применении безразборной технологии ремонта нет (составы фасуются в обыкновенные тюбики). Но для полной уверенности в том, что вам не подсунули подделку и что состав сработает на все 100%, обработку с предварительной диагностикой, конечно, лучше проводить на специализированных СТО. Причем, как объясняет А. Голубовский, дело не в каких-то там особых секретах, которые Центр ревитализации скрывает, чтобы набить себе цену а в другом: производитель дает, так сказать, усредненные рекомендации, но у каждого механизма своя «история болезни». Так, например, на вопрос одного из автолюбителей правильно ли он самостоятельно использовал состав, мы услышали, что лучше бы ему при этом взять масло без присадок (кстати, более дешевое) и на первых сотнях километров несколько изменить режим эксплуатации. А в результате таких пустяков эффективность не достигла максимальной, минимум, на четверть.
Мы специально не спешили с публикацией этого материала «по горячим следам». Помимо констатации факта «сухого» пробега, который состоялся уже более месяца назад, хотелось узнать мнение специалистов об этой технологии, а, главное - кто ею заинтересовался для практического применения.
Начнем с последнего. Интереса, фактически, как не было так и нет. Причем, не потому, что нечто смущает спецов в безразборной технологии ремонта. Ведь для этого нужно было хотя бы поинтересоваться ею. А из числа приглашенных, целый ряд краевых министерств, городских организаций и ведомств не сочли нужным даже прислать своих сотрудников на то «показательное выступление». Кто-то сослался на занятость, кто-то сказал, что и так знает об этой технологии, но скептически к ней относится. Однако, никто из скептиков не назвал ни одной конкретной причины того, почему он не верит, что предлагаемая безразборная технология ремонта принесет его ведомству пользу. А речь шла не о сотнях рублей - о миллионах и сотнях миллионов рублей дополнительной выгоды. И чтобы получить ее Центр ревитализации не просил делать каких бы то ни было капитальных вложений бюджетных средств. Он просил и просит об одном: разберитесь, изучите и дайте свое профессиональное заключение - выгодно это для ваших структур или нет, а все остальное они сделают сами. Все, включая гарантии, которые они выдали не только на обработанную «Ниву» «Ставропольпроектстрою», а выдают каждой организации или частнику, с которыми работают. Более того - его специалисты готовы выехать в любую точку края и даже бесплатно обучить применению технологии мотористов и агрегатчиков предприятий, которые готовы ее использовать.
Что же касается фактической базы для изучения, то ее более чем достаточно - эта технология используется в «мирных целях» еще с середины девяностых и документов о ее применении с тех пор накоплены десятки, если не сотни килограммов. Было бы кому их изучить да связаться с теми, кто стал ее поклонниками.
Посему, позвольте усомниться, что причина медленного движения этой технологии «в жизнь» связана только с недоверием ко всему новому. Вполне логично говорить еще и о личной незаинтересованности людей, принимающих решения. Ведь запчасти – это «хлеб» руководителей, механиков в колхозах, тем более на транспортных предприятиях. А тут какая-то ревитализация, которую не украдешь и не спишешь.
Впрочем, не все столь безысходно. За полтора года работы у Ставропольского краевого центра ревитализации, не считая частников, особенно, владельцев иномарок, по краю появились уже десятки партнеров в лице организаций. Причем, приходят к ним уже не только от «безнадеги», когда, покупка нового «умирающего» узла стоит столько же, сколько сам агрегат. Например, Ставропольский троллейбусный парк прошлой осенью обработал у них задние мосты, гидроусилители и рулевое управление новых троллейбусов.
По расчетам А. Голубовского, экономический эффект от применения этой технологии в крае превышает его годовой бюджет. В газете нет специалистов, которые бы взяли на себя ответственность заявить: за безразборной технологией ремонта машин, тракторов, комбайнов, станков, насосов, компрессоров и т. д. и т. п. - будущее Ставрополья. Но, когда в очередной раз с высокой трибуны слышишь на сколько процентов изношен машинно-тракторный или станочный парк, невольно задумываешься - а действительно ли его хотят поставить на ноги, если просто отмахиваются таких предложений?