В постмодернизированное будущее стремятся коммунальники края
В российской экономике коммунальная реформа – очевидный долгожитель. Ее пытались корректировать неоднократно и по разным поводам, в том числе чрезвычайным и предвыборным. Но споры вокруг оптимальной модели не стихают. Впрочем, один бесспорный вывод признан практически всеми: ЖКХ никогда не сможет стать в полной мере производственным комплексом и работать по законам конкуренции и самофинансирования, потому что на эту отрасль приходятся колоссальные социальные функции государства. Такой отрасли, как ЖКХ, затрагивающей интересы всех и каждого, не прожить без пристального внимания и поддержки со стороны властных структур.
За период реформирования жилищно-коммунальный комплекс Ставропольского края претерпел серьезные изменения. Трансформировалась его внутренняя структура, изменился порядок работы с потребителями услуг, сильно поменялись параметры «коммунального бюджета». Все эти преобразования, не являющиеся самоцелью, ценны лишь в той мере, в какой они гарантируют надежность и качество работы жилищно-коммунальных объектов, обеспечивают общедоступность жизненно важных услуг.
Итоги работы жилищно-коммунального комплекса в 2002 году в этом смысле особенно показательны. Несмотря на колоссальный ущерб, нанесенный июньской стихией, и отвлечение сил на ликвидацию ее последствий, коммунальникам края удалось обеспечить стабильное предоставление услуг, своевременную подготовку хозяйства к зиме и относительно благополучное прохождение осенне-зимнего сезона. По многим показателям сохранена положительная динамика.
Стихия стала для отрасли настоящей проверкой на прочность. Нам пришлось оперативно восстанавливать пострадавшие водозаборы и канализационные очистные сооружения, 32 км водопроводных сетей и 12 км канализации, 19 км тепловых сетей, 22 котельные, 63 км линий электропередачи и 38 трансформаторных подстанций. В то же время, несмотря на все послестихийные трудности, удалось увеличить объемы планового ремонта. Причем заметно возросла роль энергоресурсосберегающего компонента при модернизации фондов. К примеру, из 90 км ветхих водопроводных сетей, которые удалось заменить, 46 км были выполнены из полиэтиленовых труб. Были проведены ремонтные работы на очистных сооружениях канализации «Кавминводоканала», городов Буденновска, Светлограда и Ипатово. В Минераловодском филиале ГУП «Ставрополькрайводоканал» благодаря внедрению нового насосного оборудования удалось снизить потребление электроэнергии в 2,2 раза и достичь ежемесячной экономии в 150 тысяч рублей.
В теплосетях в штатном режиме было реконструировано 34 км трубопроводов, из них 2,5 км - с применением теплоизоляционных покрытий из вспененного полистирола. Значительный объем ремонтных работ по замене сетей выполнили предприятия Нефтекумского, Благодарненского и Кочубеевского районов. Эти меры вместе с режимной наладкой котлоагрегатов дали снижение потерь на 3 процента. Еще больший экономический эффект дало закрытие нерентабельных котельных и перевод потребителей на автономное теплоснабжение. Автономные котлы были установлены на некоторых объектах сел Арзгир и Левокумское. В Дивном потребители были подключены к индивидуальным котлам. В общем итоге благодаря проделанным мероприятиям расход топлива снизился на треть. При сегодняшней его дороговизне это немаловажно.
В 7 раз по сравнению с уровнем 2001 года возрос объем работ по ремонту внутридомовых систем отопления. Вплотную этим вопросом занялись в Ставрополе. Хотя в целом приходится признать, что состояние жилищного фонда и внутридомовых коммуникаций во многом оставляет желать лучшего. Несмотря на то, что освоение средств по капитальному ремонту увеличилось на 8% и составило 160 млн. рублей, нормативная потребность все еще не обеспечена (78%). В Апанасенковском, Степновском и Нефтекумском районах бюджетные средства на эти цели вообще не выделялись. Имеющиеся в распоряжении министерства данные говорят о том, что в настоящее время в крае в ветхих и аварийных домах проживает более 36 тысяч человек. Проблема требует программного подхода, и такая программа на краевом уровне уже разработана, но, к сожалению, пока «не запущена» в полной мере.
Нельзя однозначно охарактеризовать ситуацию и в коммунальной энергетике. Если в отношении государственного предприятия «Ставрополькоммунэлектро» не возникает никаких вопросов, то с муниципальными «Горэлектросетями» сложнее. С сентября ГУП «Ставрополькоммунэлектро» удалось ликвидировать задолженность перед АО «Ставропольэнерго» и перейти на авансовые платежи. Муниципальные сети встретили новый год с долгом в 207 млн. рублей.
Огромные долги перед энергетиками – это застарелая проблема всего ЖКХ. К началу 2003 года по всем предприятиям отрасли долг перед «большой» энергетикой составлял 259 млн. рублей. Решением проблемы может быть только реструктуризация энергодолгов, как это было сделано по платежам в бюджет и социальные фонды.
Уже выведенный на реструктуризацию долг по платежам в федеральный бюджет и социальные внебюджетные фонды равен 571,7 млн. рублей. Все предприятия, вошедшие в этот процесс, продолжают в нем участвовать, соблюдая основное условие: текущие платежи - в полном объеме. Это способствовало общему снижению кредиторской задолженности по отрасли. За год она сократилась на 260 млн. рублей.
Безусловно, у отмечаемой финансовой стабилизации в ЖКХ есть и другие причины. Например, такие, как улучшение параметров бюджетного финансирования отрасли. В минувшем году ЖКХ было обеспечено бюджетными финансами на 71% от нормативной потребности, хотя за последние шесть лет средний показатель – только 42%. Кроме того, в 2002 году впервые относительно стабильно финансировались социальные обязательства, возложенные на отрасль, а именно – предоставление субсидий и льгот. От этого выиграли и предприятия, у которых перестали копиться «социальные» убытки, и население, ведь службы предоставления субсидий стали работать более слаженно, укрепилась их материальная база.
Бюджетными субсидиями при оплате услуг в минувшем году воспользовались 5% ставропольских семей. Причем если в январе за субсидиями обратились 32 тысячи семей, то в декабре - уже 54 тысячи. В условиях постоянно растущих тарифов субсидирование низкодоходных слоев населения – как раз тот механизм, который гарантирует общедоступность услуг, ведь субсидия не позволяет коммунальным расходам отнимать более 22% от семейных доходов.
Ожидая дальнейшего расширения программы субсидирования, в краевой бюджет на текущий год мы заложили двукратное увеличение объемов финансирования по сравнению с 2002 годом (427,2 млн. рублей). Благодаря таким мерам мы реально поддерживаем малообеспеченных граждан в условиях продолжающегося роста тарифов на жизненно важные услуги. Если брать средневзвешенные тарифы по краю, то за прошлый год вода подорожала на 30%, услуги канализации – на 67%, тепло – на 50%. Почти в 2 раза подорожали услуги по содержанию и ремонту жилищного фонда и горячему водоснабжению.
До настоящего времени главным фактором роста тарифов выступало требование поэтапного повышения уровня платежей населения за отпускаемые услуги. У нас в крае уровень оплаты за услуги ЖКХ доведен до 87% от экономически обоснованных затрат. А если ориентироваться на фактические затраты предприятий, то тарифы уже покрывают 90% стоимости услуг. На 2003 год впервые за время реформы решено не поднимать планку. Федеральный стандарт сохранен прежний – 90%, оставшиеся 10% дотируются из бюджетов. Но на коммунальные тарифы по-прежнему будут влиять растущие в цене энергоносители, поэтому рост коммунальных платежей неизбежен.
К счастью, сегодня на федеральном уровне уже никто не питает иллюзий насчет возможности решить все проблемы отрасли только за счет перевода ее на самофинансирование. На передний план выдвинулась модернизация фондов и привлечение инвестиций на эти цели. Средства понадобятся немалые, и сегодня Госстрой думает над тем, как «окрасить» коммунальные деньги, чтобы выделить и отследить их в общем потоке межбюджетных связей.
Будет ли в угоду потенциальным инвесторам дан старт приватизации и акционированию жилищно-коммунальных предприятий? Позиция краевого министерства ЖКХ, строительства и архитектуры по данному вопросу остается жесткой: массовая приватизация в сфере ЖКХ недопустима. Очевидно, что вступивший в силу Федеральный закон «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» уже в ближайшем будущем изменит правовое положение жилищно-коммунальных предприятий, но мы будем стараться максимально сохранить государственный контроль над отраслью. Опыт работы, накопленный в жилищно-коммунальном комплексе Ставрополья за годы реформ, и опыт, приобретенный в условиях ликвидации масштабной чрезвычайной ситуации, убеждает нас в верности однажды избранного курса.
Не случайно с 1998 года среди победителей всероссийских конкурсов на лучшее предприятие ЖКХ оказывается немало ставропольских предприятий. Вот и по итогам 2002 года десять наших предприятий заняли призовые места в различных номинациях. Неоднократные победители стали обладателями Гран-при: ОАО «Городской расчетный центр» г. Ставрополя, ГУП ЖКХ г. Изобильного, учебный центр «Прогресс», МУП «Управление городского хозяйства» г. Пятигорска. С первых весенних дней объявлен традиционный краевой конкурс по благоустройству населенных пунктов, который также выявит лучших.
Хотелось бы в преддверии профессионального праздника сердечно поздравить всех тех, кто стоит на страже тепла и уюта в наших жилищах, несет круглосуточную вахту в котельных, диспетчерских пунктах, в аварийных бригадах. От души желаю вам счастья, мира и добра, стабильного и предсказуемого будущего, в которое мы с вами можем и должны вложить свой весомый вклад.

Форум «Белая акация» вновь порадовал яркой палитрой творчества
Бюджет Ставрополья прирос на 7,5 миллиарда рублей

Господдержка края позволяет гандбольному клубу «Виктор» показывать высокие результаты

Около 50 медработников Ставрополья отправились в зону СВО, чтобы спасать жизни

На Ставрополье продолжаются разнообразные творческие мероприятия «Белой акации»
