В постмодернизированное будущее стремятся коммунальники края
В российской экономике коммунальная реформа – очевидный долгожитель. Ее пытались корректировать неоднократно и по разным поводам, в том числе чрезвычайным и предвыборным. Но споры вокруг оптимальной модели не стихают. Впрочем, один бесспорный вывод признан практически всеми: ЖКХ никогда не сможет стать в полной мере производственным комплексом и работать по законам конкуренции и самофинансирования, потому что на эту отрасль приходятся колоссальные социальные функции государства. Такой отрасли, как ЖКХ, затрагивающей интересы всех и каждого, не прожить без пристального внимания и поддержки со стороны властных структур.
За период реформирования жилищно-коммунальный комплекс Ставропольского края претерпел серьезные изменения. Трансформировалась его внутренняя структура, изменился порядок работы с потребителями услуг, сильно поменялись параметры «коммунального бюджета». Все эти преобразования, не являющиеся самоцелью, ценны лишь в той мере, в какой они гарантируют надежность и качество работы жилищно-коммунальных объектов, обеспечивают общедоступность жизненно важных услуг.
Итоги работы жилищно-коммунального комплекса в 2002 году в этом смысле особенно показательны. Несмотря на колоссальный ущерб, нанесенный июньской стихией, и отвлечение сил на ликвидацию ее последствий, коммунальникам края удалось обеспечить стабильное предоставление услуг, своевременную подготовку хозяйства к зиме и относительно благополучное прохождение осенне-зимнего сезона. По многим показателям сохранена положительная динамика.
Стихия стала для отрасли настоящей проверкой на прочность. Нам пришлось оперативно восстанавливать пострадавшие водозаборы и канализационные очистные сооружения, 32 км водопроводных сетей и 12 км канализации, 19 км тепловых сетей, 22 котельные, 63 км линий электропередачи и 38 трансформаторных подстанций. В то же время, несмотря на все послестихийные трудности, удалось увеличить объемы планового ремонта. Причем заметно возросла роль энергоресурсосберегающего компонента при модернизации фондов. К примеру, из 90 км ветхих водопроводных сетей, которые удалось заменить, 46 км были выполнены из полиэтиленовых труб. Были проведены ремонтные работы на очистных сооружениях канализации «Кавминводоканала», городов Буденновска, Светлограда и Ипатово. В Минераловодском филиале ГУП «Ставрополькрайводоканал» благодаря внедрению нового насосного оборудования удалось снизить потребление электроэнергии в 2,2 раза и достичь ежемесячной экономии в 150 тысяч рублей.
В теплосетях в штатном режиме было реконструировано 34 км трубопроводов, из них 2,5 км - с применением теплоизоляционных покрытий из вспененного полистирола. Значительный объем ремонтных работ по замене сетей выполнили предприятия Нефтекумского, Благодарненского и Кочубеевского районов. Эти меры вместе с режимной наладкой котлоагрегатов дали снижение потерь на 3 процента. Еще больший экономический эффект дало закрытие нерентабельных котельных и перевод потребителей на автономное теплоснабжение. Автономные котлы были установлены на некоторых объектах сел Арзгир и Левокумское. В Дивном потребители были подключены к индивидуальным котлам. В общем итоге благодаря проделанным мероприятиям расход топлива снизился на треть. При сегодняшней его дороговизне это немаловажно.
В 7 раз по сравнению с уровнем 2001 года возрос объем работ по ремонту внутридомовых систем отопления. Вплотную этим вопросом занялись в Ставрополе. Хотя в целом приходится признать, что состояние жилищного фонда и внутридомовых коммуникаций во многом оставляет желать лучшего. Несмотря на то, что освоение средств по капитальному ремонту увеличилось на 8% и составило 160 млн. рублей, нормативная потребность все еще не обеспечена (78%). В Апанасенковском, Степновском и Нефтекумском районах бюджетные средства на эти цели вообще не выделялись. Имеющиеся в распоряжении министерства данные говорят о том, что в настоящее время в крае в ветхих и аварийных домах проживает более 36 тысяч человек. Проблема требует программного подхода, и такая программа на краевом уровне уже разработана, но, к сожалению, пока «не запущена» в полной мере.
Нельзя однозначно охарактеризовать ситуацию и в коммунальной энергетике. Если в отношении государственного предприятия «Ставрополькоммунэлектро» не возникает никаких вопросов, то с муниципальными «Горэлектросетями» сложнее. С сентября ГУП «Ставрополькоммунэлектро» удалось ликвидировать задолженность перед АО «Ставропольэнерго» и перейти на авансовые платежи. Муниципальные сети встретили новый год с долгом в 207 млн. рублей.
Огромные долги перед энергетиками – это застарелая проблема всего ЖКХ. К началу 2003 года по всем предприятиям отрасли долг перед «большой» энергетикой составлял 259 млн. рублей. Решением проблемы может быть только реструктуризация энергодолгов, как это было сделано по платежам в бюджет и социальные фонды.
Уже выведенный на реструктуризацию долг по платежам в федеральный бюджет и социальные внебюджетные фонды равен 571,7 млн. рублей. Все предприятия, вошедшие в этот процесс, продолжают в нем участвовать, соблюдая основное условие: текущие платежи - в полном объеме. Это способствовало общему снижению кредиторской задолженности по отрасли. За год она сократилась на 260 млн. рублей.
Безусловно, у отмечаемой финансовой стабилизации в ЖКХ есть и другие причины. Например, такие, как улучшение параметров бюджетного финансирования отрасли. В минувшем году ЖКХ было обеспечено бюджетными финансами на 71% от нормативной потребности, хотя за последние шесть лет средний показатель – только 42%. Кроме того, в 2002 году впервые относительно стабильно финансировались социальные обязательства, возложенные на отрасль, а именно – предоставление субсидий и льгот. От этого выиграли и предприятия, у которых перестали копиться «социальные» убытки, и население, ведь службы предоставления субсидий стали работать более слаженно, укрепилась их материальная база.
Бюджетными субсидиями при оплате услуг в минувшем году воспользовались 5% ставропольских семей. Причем если в январе за субсидиями обратились 32 тысячи семей, то в декабре - уже 54 тысячи. В условиях постоянно растущих тарифов субсидирование низкодоходных слоев населения – как раз тот механизм, который гарантирует общедоступность услуг, ведь субсидия не позволяет коммунальным расходам отнимать более 22% от семейных доходов.
Ожидая дальнейшего расширения программы субсидирования, в краевой бюджет на текущий год мы заложили двукратное увеличение объемов финансирования по сравнению с 2002 годом (427,2 млн. рублей). Благодаря таким мерам мы реально поддерживаем малообеспеченных граждан в условиях продолжающегося роста тарифов на жизненно важные услуги. Если брать средневзвешенные тарифы по краю, то за прошлый год вода подорожала на 30%, услуги канализации – на 67%, тепло – на 50%. Почти в 2 раза подорожали услуги по содержанию и ремонту жилищного фонда и горячему водоснабжению.
До настоящего времени главным фактором роста тарифов выступало требование поэтапного повышения уровня платежей населения за отпускаемые услуги. У нас в крае уровень оплаты за услуги ЖКХ доведен до 87% от экономически обоснованных затрат. А если ориентироваться на фактические затраты предприятий, то тарифы уже покрывают 90% стоимости услуг. На 2003 год впервые за время реформы решено не поднимать планку. Федеральный стандарт сохранен прежний – 90%, оставшиеся 10% дотируются из бюджетов. Но на коммунальные тарифы по-прежнему будут влиять растущие в цене энергоносители, поэтому рост коммунальных платежей неизбежен.
К счастью, сегодня на федеральном уровне уже никто не питает иллюзий насчет возможности решить все проблемы отрасли только за счет перевода ее на самофинансирование. На передний план выдвинулась модернизация фондов и привлечение инвестиций на эти цели. Средства понадобятся немалые, и сегодня Госстрой думает над тем, как «окрасить» коммунальные деньги, чтобы выделить и отследить их в общем потоке межбюджетных связей.
Будет ли в угоду потенциальным инвесторам дан старт приватизации и акционированию жилищно-коммунальных предприятий? Позиция краевого министерства ЖКХ, строительства и архитектуры по данному вопросу остается жесткой: массовая приватизация в сфере ЖКХ недопустима. Очевидно, что вступивший в силу Федеральный закон «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» уже в ближайшем будущем изменит правовое положение жилищно-коммунальных предприятий, но мы будем стараться максимально сохранить государственный контроль над отраслью. Опыт работы, накопленный в жилищно-коммунальном комплексе Ставрополья за годы реформ, и опыт, приобретенный в условиях ликвидации масштабной чрезвычайной ситуации, убеждает нас в верности однажды избранного курса.
Не случайно с 1998 года среди победителей всероссийских конкурсов на лучшее предприятие ЖКХ оказывается немало ставропольских предприятий. Вот и по итогам 2002 года десять наших предприятий заняли призовые места в различных номинациях. Неоднократные победители стали обладателями Гран-при: ОАО «Городской расчетный центр» г. Ставрополя, ГУП ЖКХ г. Изобильного, учебный центр «Прогресс», МУП «Управление городского хозяйства» г. Пятигорска. С первых весенних дней объявлен традиционный краевой конкурс по благоустройству населенных пунктов, который также выявит лучших.
Хотелось бы в преддверии профессионального праздника сердечно поздравить всех тех, кто стоит на страже тепла и уюта в наших жилищах, несет круглосуточную вахту в котельных, диспетчерских пунктах, в аварийных бригадах. От души желаю вам счастья, мира и добра, стабильного и предсказуемого будущего, в которое мы с вами можем и должны вложить свой весомый вклад.