00:00, 15 марта 2003 года

Минусы собственного «котла»

- Зося Ивановна, недавно вы вернулись из Москвы, где участвовали в конкурсе «Женщина – директор года-2002». С какими результатами?

- Ставропольская делегация, состоявшая из 18 человек, видных женщин-руководителей, была на форуме самой большой. В рамках конкурса, который, кстати, проводится ежегодно, была организована выставка «День Ставропольского края». На мой взгляд, весьма любопытная. Нашими стендами, на которых была представлена продукция ряда предприятий края, интересовались многие, в том числе и москвичи. В сборнике «Женщины-предприниматели: золотой фонд России» (это высшая награда конкурса) появились и ставропольские фамилии: гендиректора маслосырозавода «Кугультинский» Валентины Григорьевой, директора пятигорской фирмы декоративно-прикладных промыслов «Темп» Светланы Муханиной и моя.

- Как, на ваш взгляд, представлена сфера быта в экономике края?

- Пока, к сожалению, крайне слабо. Здесь надо многое (и прежде всего подходы) менять на современные. В Ставрополе дела обстоят, конечно, получше, чем в районах, но все равно есть проблемы. Скажем, в городе остались единицы муниципальных бытовых предприятий, а в основном работают предприниматели. Работают разрозненно, каждый варится в собственном котле, сам пытается справляться с трудностями. Раньше, допустим, существовала Ассоциация парикмахеров города, потом она распалась – разорвалась нить между представителями этой профессии. А ведь нам, парикмахерам, если объединить силы, можно сделать много интересных проектов. Интересных не только для нас, но и для горожан. Сейчас, например, заканчиваются съемки трехсерийного художественно-документального фильма «Ручная работа». На экране будет показано, как можно превратить в красавицу недавно родившую женщину, которую собираются выписывать из родильного дома. Представляете, как обалдел ее муж! Это проект телеканала «СКЭТ», к которому, помимо нашего салона, подключились «Милениум», «Монплезир», «Профит» и магазин «Мастер-класс».

- Возвращаюсь к разговору об объединении. Ведь одно время в городе витали идеи создать профильные организации – что-то типа Союза парикмахеров, Союза швейников.

- Да, мысли были. В конкретные дела они не вылились, наверное, из-за того, что нет четкого представления, как, на каких условиях создаются такие объединения. Да и, кроме того, сказывается нехватка общения внутри сферы. Ведь это не просто – объединить более 150 салонов, оказывающих парикмахерские услуги. Но, думаю, рано или поздно мы к этому придем. Тогда, когда поймем все возможности союза. Работая в команде, можно, например, по большим льготам отправлять мастеров учиться за границу, в ту же академию «Долорес», что, в конечном счете, положительно отразится на качестве нашей работы, которое пока, увы, далеко от идеала. Взять то же обслуживание на дому: штука хорошая, удобная для людей, но если посмотреть на нее с точки зрения соответствия санитарным условиям – ужас получается. Надо, конечно, ее совершенствовать.

- Сельская «бытовка», в том числе и с санитарной точки зрения, вообще представляется чем-то не от мира цивилизации. Как можно поправить ее положение?

- Если речь идет о парикмахерских, то один из реальных выходов – при местных администрациях создать курсы парикмахеров с последующим трудоустройством. Обучать в них по пять-шесть человек, в качестве преподавателей приглашать специалистов из города. Появятся толковые кадры – дело сдвинется с мертвой точки. Именно поэтому хорошие мастера в селе нужны, как никогда.