00:00, 14 марта 2003 года

Сказка как символ оптимизма

По углам выставочного зала притаились медведи, рыси, лошади... Со всей грациозностью, силой и изяществом вырезал из дерева А. Цветков барса, который вот-вот сделает прыжок. А медведь Г. Куригяна - этакий несокрушимый, большой, но добрый зверь. И так отовсюду смотрят на тебя обитатели леса и сказки.

Скульптуры окружают картины - цветные литографии, офорты, карандашные рисунки, графика.

Главный персонаж учеников детской художественной школы - стилизованная кукла. В этих детских работах уже видны вкус, чувство цвета, знание народных традиций... И, наконец - изюминки «сказочной» выставки - этно-графическая кукла. Елена Анатольевна Фокина с 1991 года делает кукол и одевает их в народные костюмы, при изготовлении которых строго следует традициям и канонам сельской игрушки XIX века. Основное место в коллекции занимают крестьянские мотивы, колорит Южной России и Урала. Эти замечательные куклы приехали к нам из Ростова, где живет и творит их автор.

Экспозиция позволяет проследить этапы развития русского костюма, начиная еще с IX века. Северный костюм Архангельской, Псковской, Новгородской областей - это сарафан, рубаха, душе-грея. Север не знал крепостной зависимости и опустошительных нашествий кочевников, там шла интенсивная торговля. Поэтому костюмы северных красавиц были из дорогих тканей, украшенные ювелирными изделиями, жемчугом, кораллами; их платки были расшиты золотыми и серебряными нитями. Для южных же земель характерна простая холщовая рубаха, вышитая сложнейшим орнаментом красными нитями. Еще в южных костюмах много красных, оранжевых и желтых оттенков. Отличаются друг от друга наряды девушек и замужних женщин.

- Для народного костюма характерно многоцветие, - рассказывает искусствовед музея Вера Кононова, - но в каждом отдельном творении Лены Фокиной видно, как художник прошлого использовал только два-три основных цвета и их разрабатывал. То есть для каждого костюма характерно цветовое единство, а все его тона приглушенные. Как видите, в своем стремлении к гармонии наши прабабушки достигли многого.

Вся выставка - от анималистической деревянной скульптуры до этно-графической куклы - получилась просто замечательной. Здесь вновь убеждаешься в том, что народное творчество несет в себе оптимистическое, жизнелюбивое отношение к миру, извечную веру в светлое будущее, где, как в сказке, все трудности имеют счастливый финал.

Анна МАКСИМЕНКО