00:00, 14 марта 2003 года

Отец Алексей: "Святая Русь существует реально"

Отец Алексей Парфенов - православный священник, служащий в ставропольской Пантелеимоновской церкви. Он из того поколения священнослужителей, которые в трудные атеистические годы прошлого столетия сберегли православную веру.

«Святая Русь, - говорит отец Алексей, - существует реально. Она была, есть и будет...».

Для него же путь в веру начался с отпевания отца, когда семилетним ребенком он впервые вошел в храм, - в мире еще шла война. В 13 лет пошел работать на саранский хлебозавод. А после смены, через заснеженные поля, рискуя замерзнуть, бежал в церковь. «С тех пор, - пояснил мне отец Алексей, - я сам в своей жизни ничего не делал. Все свершалось по молитвам моего духовника отца Сампсона...».

А духовник был личностью весьма неординарной. Имя святого старца, иеросхимонаха Сампсона (графа Сиверса) широко известно и почитаемо в православном мире. Родился он в 1898 году в Петербурге. Его прадед был декабристом, прапрадед - министром иностранных дел при Екатерине II и губернатором Москвы. Отец, граф Эспер Александр Сиверс, - военным. Мать, англичанка, первая красавица Лондона, переехав в Россию, давала уроки Шаляпину. Оглушительной сенсацией стало известие о том, что молодой блестящий граф Сиверс принял православие и ушел в монастырь, в Александро-Невскую лавру. Отец Сампсон прожил долгую, необыкновенно трудную подвижническую жизнь. Его расстреливали, держали в тюрьмах и на Соловках. Во время революции в его келье были спрятаны святые мощи Александра Невского. Из ставропольской кугультинской церкви в 1946 году, где он в то время служил, батюшку вывезли в... бочке, чтобы уберечь от ареста.

В Мордовии, где семилетний Алексей и познакомился со своим духовником, отец Сампсон отмывал с верующими храмы. В своих духовных чадах, среди которых были академики Павлов, Карпинский и много других известных людей, он воспитывал душевное целомудрие. Встреча с ним стала для отца Алексея истинным духовным рождением.

Но пришло время определять свой путь. Отец Сампсон снабдил его молитвенными письмами на имя Ставропольского митрополита Антония Романовского. В Ставропольскую духовную семинарию отец Алексей сдавал экзамены вместе с людьми, уже имеющими по два диплома. У него же оказалось всего пять классов образования. Семья жила настолько бедно, что мальчик не мог закончить школу. Не было даже учебников, уроки учил по чужим книгам на переменках. Однако экзамены сдал на пятерки и в день своего ангела был зачислен семинаристом. Поселили его близ Андреевской церкви, к отцу Петру Сухоносову, который жил там со своей матерью и слепой монахиней. Придет печальный срок, и старенький отец Петр будет злодейски убит в Чечне, уже на нашей с вами памяти.

Признаюсь, я не церковный человек, однако, считаю, мне посчастливилось отстоять службу в Пантелеимоновской церкви, которую вел отец Алексей. Началась она засветло, но народу было немало. Первая моя мысль: мы в России, ведь православная церковь - самое древнее, что у нас действительно сохранилось. Но почему же так истово борются в мире с православием? «Потому, - ответит мне позже отец Алексей, - что это стержень, который скрепляет нацию - наши традиционные нравственные законы. Стоит только его вытащить, и... А многие даже не подозревают об этом. И не задумываются. В православной вере исторически сосредоточилась огромная духовная сила России...».

В подтверждение он напомнил об известном значимом эпизоде. В самом начале войны подступившие к Москве немцы уже могли видеть в бинокль Красную площадь. Сталин обратился к Сергию Страгородскому, исполнявшему тогда обязанности патриарха: «Где же ваш Бог?». По преданию, Сергий ответил: «Православие - это молитва, но где находятся священнослужители? В тюрьмах и лагерях». Приказ об их освобождении не замедлил появиться.

В 20 лет, еще, будучи семинаристом, Алексей Парфенов получил сан священника. Рукоположил его митрополит Антоний. Он же взял молодого служителя своим помощником. Не все, может быть, знают, что митрополит Антоний Романовский, человек высокой доброты и тончайшей культуры, 17 лет провел в лагерях. И именно он в свое время был ректором той самой тифлисской духовной семинарии, в которой учился молодой Иосиф Джугашвили - будущий Сталин.

В 1956 году в Ставропольской Крестовоздвиженской церкви появился новый священник - отец Алексей. Через шесть лет смерть Антония разлучила с ним отца Алексея. Вскоре он получил два прихода - в Бешпагире и Кугульте, которым отдал 19 лет службы, завершившихся переводом в Ставропольскую Успенскую церковь. А еще через три года архиепископ владыка Антоний Завгородний отправился в Австрию к митрополиту Венскому и Австрийскому Иренею. Сопровождал владыку его личный секретарь отец Алексей. В 1987 году его назначают в Германию священником в церковь Марии Магдалины в Веймаре. Храм этот был построен в честь русской царевны Марии Павловны, отданной замуж за герцога Георгия Тюрингского, и располагался на кладбище, рядом с мавзолеем Шиллера и Гете. Пять лет служил отец Алексей в храме Марии Магдалины. На богослужения приходил к нему немецкий юноша Рольф, впоследствии принявший православие. Его история стала символичным напоминанием о судьбе столь дорогого его сердцу отца Сампсона, осветившего, кстати, не только церковную, но и личную жизнь отца Алексея.

...Закончив свой третий семинарский курс, отец Алексей по велению владыки Антония отправился на родину в Саранск - болела мама. Но поехал он к ней не один, а с юной Надей, воспитанницей ставропольской монахини Фелофеи. А вслед им пошло письмо от Антония с его пастырским благословением. На Троицу встретились с отцом Сампсоном, который и повенчал молодых. Вернулись в Ставрополь как единая плоть - отец Алексей и матушка Надежда. С тех пор неразлучны 47 лет, вырастили доброго сына, а потом и внука. За эти годы они еще многократно встречались с отцом Сампсоном, приезжая к нему на исповедь. В августе 1979 года - в последний раз в Москве, за три дня до его кончины...

Судьба отца Алексея Парфенова уникальна тем, что он оказался связующим звеном между старым духовенством и новым. Что-то в его личности было глубоко созвучным и тем, и другим. Духовный дар, простота сердца, глубокая преданность вере... Не от отца Алексея, а от людей узнала я о том, что его служение отмечено семнадцатью высокими церковными наградами. И все-таки как мысленно представить жизнь и смысл жизни этого человека? Ответ заключен в самом понятии «священнослужитель». Служа Богу, священник служит людям. А служа людям, служит Богу...

За кого в тиши церквей молятся наши верующие? За нераскаявшихся грешников, за слабых, бедных, одиноких, больных. За врагов и друзей. «У всякого человека, - пояснил отец Алексей, - есть потребность верить в свет, даже если он его не видит. В прежние времена, когда случалась беда и у высоких партийных людей, они нередко обращались к нам, и мы ночью, тайком, причащали, исповедовали, утешали. Перед Богом все люди равны...».