00:00, 12 марта 2003 года

Соя: упущенная выгода

Cоеводство бурно развивается в странах Южной Америки, Индии, Китае. К примеру, Бразилия ежегодно производит ее около 30 млн. тонн. На мировом фоне Россия выглядит явным аутсайдером: у нас ежегодно производится около 400 тыс. тонн сои, основная масса - на Дальнем Востоке.

Что касается Ставропольского края, то здесь эта отрасль растениеводства пока в зародыше. В 1982 году площади, занятые соей, достигли пика – 17 тыс. га. Но к 1996 году они сошли почти на нет. Однако вскоре вновь началась популяризация сои. Незлобненский комбинат хлебопродуктов приступил к ее переработке на жмых и масло, а также открытое производство пищевых продуктов – молока, сыра, майонеза, орешков. В результате к 1999 году «соевые» площади увеличились до 15 тыс. га.

Вроде бы, соеводство в крае пошло вгору. Но вмешалась… Америка. США поставили России большую партию гуманитарного соевого шрота низкого качества – бесплатно. На деле же это сработало как демпинг, больно ударивший по отечественному, в том числе и краевому, соеводству. В результате выращенная у нас соя оказалась невостребованной. Цены на нее упали до 2-3 тыс. рублей за тонну. Естественно, крестьяне вынуждены были резко сократить посевные площади.

В конце 2000 года запасы гуманитарного соевого шрота закончились, а отечественное птицеводство и свиноводство стали постепенно восстанавливаться. Чтобы сбалансировать кормовые рационы скота и птицы, нужен белок. Последовавший взлет цен на продукцию соеводства в 2001 году стал стимулом для расширения посевного клина. Год оказался удачным. Урожаи сои во многих хозяйствах превысили уровень 18-20 ц/га.

Казалось бы, для сои открыта «зеленая улица». Крестьянам было удобно и выгодно отдавать ее на переработку на Незлобненский комбинат хлебопродуктов. однако в 2002 году у предприятия появились новые хозяева - АК «Группа компаний Агрос». В результате переработка сои была полностью прекращена. Закрыто также производство гречневой, гороховой, пшеничной крупы. В магазины перестали поступать соевые продукты. Молочный цех, способный производить 20 тонн соевого молока в сутки, закрыт. Объяснения простые: объемы реализации продукции малы, а народ предпочитает натуральные, то есть традиционные продукты. При этом без внимания остались интересы малоимущих семей, у которых нет возможности купить мясомолочные продукты, рыбу и другие источники белка…

Несмотря на малый валовой сбор сои – около 12-14 тыс. тонн – осенью прошлого года начались трудности с ее сбытом. ООО «Соя» в Буденновске, с мощностью переработки всего 6-7 тыс. тонн в год, оказалась в монополистах и принимала сою по цене 5,5 тыс. рублей за тонну. Остальную перерабатывать негде. Хотя потребность в продукции огромная. Вот и уходит соя за пределы края - в Кабардино-Балкарию, Осетию, Чечню и другие регионы. В январе цены на культуру поднялись до 7-8 тыс. рублей за тонну.

Хозяйства, вырастившие сою, не имеют возможности переработать ее на месте. Например, птицефабрика «Кумская» Георгиевского района в прошлом году на поливе получила по 32 ц/га. Фабрике нужен соевый жмых и масло для кормления птицы. Пришлось везти сою в Краснодарский край, где за переработку в качестве оплаты взяли 24 тонны.

В крае есть крупные маслозаводы, специализирующиеся на переработке подсолнечника. Этого сырья хватает до апреля-мая. Затем они могут перестроиться на сою, производство соевых продуктов. Но при условии наличия больших партий сырья. К примеру, летом прошлого года Георгиевский маслоэкстракционный завод пропустил большую партию сои, закупленной в Аргентине, но она оказалась низкого качества.

Уже сегодня ставропольскую экологически чистую сою готова закупать Германия. Нужно только достичь такого уровня ее производства, чтобы удовлетворить свои потребности и сформировать солидные партии для экспорта. В крае есть возможности уже в ближайшие годы довести посевные площади сои до 100 тыс. га и более, потеснив в севообороте подсолнечник, и получая ежегодно 150-200 тыс. тонн сои.

Н. ГРИНЕВ