Когда плачет мозг…
Все чаще каждый из нас сталкивается с неадекватным поведением соседа, родственника, сослуживца, слышит о тех или иных психологических проблемах у знакомых. А кто герой самых нашумевших фильмов? Пациент сумасшедшего дома, безжалостный маньяк, гнусный извращенец… Темп жизни растет, в ней все больше эмоциональных перегрузок, из повседневного бытия уходят покой и гармония, его заполняют тревоги и страх.
Пишу эти строки, а по радио передают очередные новости: в одном городе произошел взрыв, в другом – пожар, а в третьем – солдат расстрелял из автомата четверых своих товарищей, а потом покончил с собой… Поток негативной информации по нескольку раз в день обрушивается на нас, и кто знает, как он влияет на нашу психику, какие зарубки оставляет в сознании каждого…
Новые страхи
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) недавно обнародовала тревожную цифру: на земле сегодня 450 миллионов человек страдают психическими и поведенческими расстройствами. Даже в благополучных, с высоким жизненным уровнем государствах значительный процент населения вынужден постоянно обращаться за психотерапевтической помощью. А что говорить о миллионах россиян, всего десятилетие назад переживших мощнейший стресс, когда в стране внезапно рухнул весь общественный строй? Многие до сих пор не обрели душевного равновесия, ибо тогда в одночасье лишились и своего места в жизни, и всякой надежды на будущее. Не каждый смог сразу вписаться в новую действительность, а некоторым в полном отчаянии пришлось бежать из родных мест, бросив дом и все нажитое, и искать пристанища в чужих краях.
Сейчас, когда острота этих потрясений для большинства несколько стерлась, возникли новые страхи, не меньше травмирующие душу, - боязнь потерять работу и впасть в полную нищету, боязнь стать жертвой теракта или объектом нападения рэкетиров, грабителей, насильников, других преступников, боязнь за психику детей, на которых с телеэкрана ежедневно льется массированная пропаганда жестокости, секса и вседозволенности.
Психиатры считают: есть предел в постоянном эмоциональном и нервном напряжении, за которым наступает разрушение механизмов психической адаптации, и человек заболевает: возникают нарушения в восприятии реальности и расстройства поведения. Он может впасть в пьянство или в наркоманию. А иногда болезнь «уходит в тело». «Плачет мозг, - говорил известный психиатр Р. Лурия, - а слезы - в желудок, сердце, печень…». Человека с раненой душой одолевают телесные болезни, он мечется по врачам, проходит одно обследование за другим, принимает антибиотики, гормоны, другие препараты, иногда даже ложится на операцию, но улучшения самочувствия нет. А все дело в том, что такому больному нужен не кардиолог или гастроэнтеролог, а психиатр или психотерапевт.
Но люди боятся или стыдятся обращаться к психиатру. С тех времен, когда психиатрия у нас имела репутацию карательного органа и в психлечебницы нередко помещали инакомыслящих, когда только слух о том, что кто-то состоит на учете в психдиспансере, закрывал перед ним все двери и человек становился изгоем, появился страх перед психиатром. Сейчас многое изменилось: никого нельзя насильственно госпитализировать в психбольницу и подвергнуть принудительному лечению.
- Но и теперь, прежде чем привезти к нам больного, - говорит главный психиатр края Игорь Былим, - родственники долго сомневаются: а что скажут на работе и что подумают соседи? А вдруг он попадет в отделение, где лежат пациенты с тяжелыми расстройствами психики? В таких случаях мы стараемся успокоить людей: сейчас иные подходы, во многом идет стирание различий между психбольницей и клиникой пограничных состояний. Более того, взят курс на развитие амбулаторных форм психотерапевтической помощи и лечения в общине, т.е. на дому, что удобно не только для больного, который не вырывается из привычной обстановки, но и для его родственников. Мы получаем возможность воздействовать и на них – ведь появление в семье душевнобольного – это всегда шок для его близких…
Сервис психического здоровья
Этот современный термин нередко сейчас можно услышать из уст врачей краевой клинической психиатрической больницы. Он охватывает весь комплекс медицинских услуг, предоставляемых пациентам в старейшем и крупнейшем лечебном учреждении края. Больницу возвели в 1907 году на народные пожертвования, а уже в 1913-м она была удостоена золотой медали на Российской гигиенической выставке, проходившей в С.-Петербурге.
За 95 лет существования Ставропольской психиатрической больницы в ее стенах нашли приют, гуманное отношение и врачебную помощь тысячи душевнобольных. Здесь всегда работали настоящие профессионалы. Достаточно назвать Адольфа Доршта, руководившего больницей 42 года и сумевшего сделать ее местом проведения научных симпозиумов и конференций республиканского и всесоюзного масштаба, базой для внедрения самых прогрессивных методик лечения шизофрении и других психических заболеваний.
Эстафету высокого профессионализма подхватили другие специалисты и организаторы психиатрической помощи. Сейчас здесь трудятся несколько заслуженных врачей и отличников здравоохранения, врачей высшей и первой категорий, немало молодых эрудированных и увлеченных своим делом психотерапевтов и психологов. С приходом нового главного врача – Игоря Былима – старая больница обрела второе дыхание. Меняется структура специализированных стационаров, наметились новые подходы к лечению и реабилитации душевнобольных, в штате стало больше социальных работников, которые занимаются с пациентами в лечебно-трудовых мастерских, оказывают помощь тем, кто в результате психического заболевания стал инвалидом, остался без поддержки семьи.
Помимо психиатров и психотерапевтов, в лечебном процессе участвуют психологи. Эта служба в больнице в последнее время заметно укрепилась и активно развивается. Налажено сотрудничество с норвежскими специалистами, имеющими большой опыт психологической помощи целым группам населения.
Полгода назад в больнице начал работать кабинет социально-психологической помощи. Его цель – помочь пациенту на ранних этапах психического заболевания, предотвратить повторную госпитализацию, сделать существование человека более комфортным во время болезни.
Недавно главврач И. Былим вернулся из Москвы, где принимал участие в совещании, посвященном проблемам первичной психиатрической помощи. Уже нынешней весной в больнице откроется новое отделение – по раннему выявлению нелеченных психозов, чтобы минимизировать их негативное влияние на здоровье человека и его родственников и быстрее возвращать пережившего нервный срыв к нормальной, полноценной жизни. В планах главного врача и создание своего рода общежития для тех пациентов психбольницы, кто уже прошел курс лечения, но еще не может вернуться домой, так как за время болезни утратил все социальные связи и навыки. В специализированном отделении он снова научится самостоятельно жить среди других людей.
Кроме ухода, лечения хронических душевнобольных в стационаре, врачи психбольницы ведут анонимный консультативный прием страдающих нервными и психическими расстройствами, проводится медицинское освидетельствование тех, кто собрался за границу, хочет стать водителем или приобрести оружие, выезжают по экстренным вызовам в рамках «Скорой помощи» к пациентам на дом и при необходимости доставляют их в лечебное учреждение, оказывают множество услуг психологического и психотерапевтического свойства взрослым, детям и подросткам.
Душу надо беречь
Человеческая психика очень хрупка. Ее может разрушить все: внезапная смерть или неизлечимая болезнь близкого человека, авария, стихийное бедствие, крушение бизнеса, разрыв с супругом и т.д. и т.п.
- Человечество вступило в период, - считает И. Былим, - когда охрана психического здоровья становится приоритетным направлением мировой медицины. Психические и поведенческие расстройства поражают население всех стран, мужчин и женщин, богатых и бедных, жителей городов и сел. А потому пора пересмотреть отношение к психическому здоровью населения и к психиатрической службе. Это подчеркивалось и в недавнем итоговом докладе ВОЗ, которая выдала свои рекомендации по организации психиатрической помощи в современных условиях, по созданию служб, приспособленных к нуждам людей. ВОЗ предлагает увеличить бюджеты для программ психического здоровья и вовлечь в их осуществление работников образования, трудоустройства, социального обеспечения, культуры. Значит, необходимо дополнительное финансирование, чего у нас пока нет.
Psyche - по-гречески «душа». В античные времена ее олицетворяли с богиней Психеей и изображали в виде бабочки или девушки, т.е. ассоциировали с чем-то прекрасным. «Душевный человек» – говорим мы о том, рядом с кем нам хорошо, в ком находим поддержку в трудную минуту, доброжелательность и понимание. Чтобы благополучно переживать стрессы и потрясения и спасать свою психику от расстройств, надо беречь душу. Заботиться о душе, ограждать ее от ненависти и зла учит нас религия. А психиатры советуют не терять друзей, дорожить семьей и тем самым до самой смерти сохранять вокруг себя островок человеческого тепла.