00:00, 28 февраля 2003 года

Это будет наш с вами «портрет»

- Владимир Александрович, что собой будет представлять «Энциклопедический словарь Ставропольского края» и какую цель ставят перед собой составители?

- Идея подобного издания в крае вынашивалась давно, но только в последнее время получила развитие прежде всего благодаря заинтересованности губернатора края Александра Леонидовича Черногорова, который, кстати, лично курирует нашу работу, возглавляя редсовет. Именно позиция главы края, его глубокое понимание важности не только экономических, но и гуманитарных ценностей и последовавший поэтому официальный государственный и социальный заказ способствуют успешному осуществлению поставленной задачи. А задача эта непростая, недаром над ней трудятся без преувеличения лучшие научные силы Ставрополья. Нам особенно приятно, что костяк рабочей редколлегии составили ученые нашего университета, хотя, разумеется, мы привлекаем ведущих специалистов всех отраслей знаний из самых разных учреждений и организаций. Словарь призван показать лицо Ставропольского края, его особенные «черты» и в то же время представить край как неотъемлемую составляющую Российской Федерации и, если хотите, как часть миропорядка. В самом деле, у нас масса примеров востребованности нашей продукции за рубежом, край интересен и своими научными, и культурными достижениями. Но, с другой стороны, материал столь богат и обширен, что мы столкнулись с проблемой отбора. Горячие дискуссии на еженедельных заседаниях редколлегии – наглядное тому подтверждение.

На данный момент завершен оказавшийся весьма непростым этап составления Словника – перечня понятий и терминов, признанных наиболее точно рисующими «портрет» Ставрополья. Во всех основных контекстах – историческом, географическом, общественно-политическом, экономическом, образовательном, медицинском, спортивном, культурном – он объединит 1924 слова, из которых свыше 800 – так называемые персоналии, то есть представление людей, чем-то обогативших историю края. Признаюсь, в подборе персоналий пришлось членам редколлегии занять очень жесткую позицию, чтобы вместо энциклопедического словаря у нас не вышла книжка «Кто есть кто». Такие издания, конечно, тоже интересны и полезны, но это совсем другой жанр. Нам же нужно представить куда более широкую картину, но чрезвычайно кратко, емко. Между прочим, с этой проблемой столкнулся и коллектив, работающий над Большой Российской Энциклопедией, на который мы равняемся в методологии, в подходах. Московские коллеги нас нередко консультируют по разным вопросам. Так вот, в БРЭ предполагается, что раздел персоналий составит около 40 процентов всего объема материала. У нас же получается более трети. Многовато. И, признаюсь, тенденция такая: стоит дать материал для ознакомления специалистам того или иного ведомства, как число персоналий не только не сокращается, а, наоборот, предлагают все новые имена! А это все люди, и нужно быть предельно щепетильными и корректными.

- И никого не обидеть, и работу свою сделать как следует.

- Совершенно верно. Приведу еще пример. Недавно вышел Российский энциклопедический словарь, в котором из политических деятелей Ставрополья названы только два человека – М. Горбачев и нынешний губернатор А. Черногоров. Мы, правда, не считаем этот вариант идеальным, но в своей работе тоже стараемся следовать требованиям, предъявляемым к словарю, – краткость, научность, объективность.

- Если говорить о персоналиях, что за люди составят этот раздел и как вы их отбираете?

- Составленные нами заранее методические рекомендации такие критерии предусматривают четко. В списке имен - Герои Социалистического Труда, Герои Советского Союза, Герои России, видные государственные и военные деятели, яркие личности, уже отобранные самой историей, такие, как Ермолов, Никифораки, Буденный, Деникин… Войдут сюда также академики и члены-корреспонденты РАН, народные артисты и художники, наиболее яркие писатели, из спортсменов – чемпионы мира, Европы и России, некоторые церковные иерархи… Чтобы максимально отразить роль той или иной личности, находим возможность кого-то показать не в разделе персоналий, а, скажем, в статье, посвященной какому-то городу, району. Бывает, у человека нет высоких званий, но имя его уже вошло в историю края в какой-либо сфере, стараемся и таких не забыть.

- Итак, Словник готов, что дальше?

- Теперь начинается следующий важный этап – работа с авторским коллективом, а это свыше 400 человек, наиболее компетентных в своих областях. С ними в течение месяца будут держать связь члены редколлегии, курирующие тот или иной контекст, тему. Недавно у нас состоялась первая встреча с основным составом авторов, которые были ознакомлены с правилами этой работы. Тем временем постараемся окончательно утвердить макет издания, уже на уровне губернатора края. Первые варианты авторских статей намечаем иметь к началу мая. Кстати, большая группа авторов у нас работает в районе Кавказских Минеральных Вод, им предстоит описать около 60 терминов. Эта цифра возникла не случайно, а еще в процессе работы над Словником как итог наших дискуссий. Если, например, поначалу планировалась одна обобщенная статья по региону, то потом решили дать краткую характеристику каждой целебной воде Кавминвод, если ранее были только краткие стандартные статьи по городам-курортам, то теперь они будут показаны не просто как географические центры, но с описанием бальнеологических свойств каждого. Словом, идет напряженный и интересный творческий процесс, со своими сложностями и нередко – открытиями: вдруг выяснилось, что в Словнике нет ни абзаца о ставропольских конезаводчиках!

- ???

- Представьте себе, но, слава богу, коллегиальное творчество тем и отличается, что общими усилиями достигается оптимальный результат.

- Владимир Александрович, в этой связи – немного об авторском коллективе и редколлегии, на кого вы опираетесь в работе над словарем?

- Как я уже сказал, руководителями основных тематических контекстов выступают видные наши ученые, среди них, например, профессора Д. Кочура, В. Савельева, В. Авксентьев, В. Белозеров, А. Кудрявцев… Все это крупнейшие знатоки в своих областях знаний. В качестве авторов статей стараемся привлекать наиболее компетентных специалистов. Кто у нас в крае знает, скажем, историю журналистики лучше ветерана газетного дела А. Попутько? В области медицины Ставрополье обрело мировую известность благодаря достижениям клиники пограничных состояний профессора И. Боева и офтальмологической клиники профессора Л. Чередниченко, их мы попросили помочь в написании соответствующих статей.

- У авторов были какие-то свои предложения, замечания в адрес редколлегии или они лишь исполнители вашего «заказа»?

- Да, уже на первой нашей встрече многие проявили живейшую заинтересованность, высказывали конкретные, как правило, весьма полезные предложения, поправки. Вообще, должен вам сказать, что хотя работа над будущим словарем и требует много времени и сил, она доставляет и огромное удовлетворение: мы встречаем понимание нужности и важности наших усилий. А еще по-человечески интересно открывать для себя не только какие-то стороны жизни родного края, но даже и своих коллег, с которыми проработал не один год, но сегодня узнал новые грани их знаний. Так, заведующий кафедрой физической культуры профессор Г. Соловьев, оказывается, очень глубоко знает историю края, а видный наш экономист профессор В. Акинин отлично ориентируется в спортивной тематике…

- Ну а у главного редактора Энциклопедического словаря тоже будет какая-то своя статья?

- Скорее всего, это будет статья, посвященная, естественно, Ставропольскому госуниверситету. Хотелось бы и о своем родном селе немного написать, ведь оно этого заслуживает: совхоз «Коммунар» Красногвардейского района – первое из организовывавшихся в начале ХХ века подобных хозяйств в крае. Но тут решение – за членами редколлегии.

- Насколько мне известно, на объединенном заседании редколлегии и редсовета еще в декабре прошлого года шла речь о возможном создании постоянно действующего рабочего органа Словаря, ведь пока ученые действуют на общественных началах. Удалось ли решить этот вопрос?