00:00, 20 февраля 2003 года

Ночной мониторинг на океанском берегу

Есть система грантов, ее для будущих специалистов сельского хозяйства объявляют в основном компании немецкоговорящих стран – ЛОГО, АПОЛЛО, представляющие Немецкий крестьянский союз, Баварский крестьянский союз и Крестьянский союз Швейцарии. Принимающая сторона отбирает студентов для работы в фермерских хозяйствах, идет строгий двухступенчатый конкурс с выездом немецких и швейцарских представителей в Ставрополь, сдачей экзаменов по языку, вождению сельхозтехники. (Вчера в СГАУ как раз прибыл очередной гость из Германии). В агроуниверситете с гордостью говорят, что по количеству выигранных грантов в прошлом году стали первыми среди аграрных вузов России. Это значит, что у многих студентов есть теперь собственные представления о современных технологиях ведения сельского хозяйства в экономически успешных европейских странах.

Есть программы рабочие. Их много, они предоставляют студентам возможность подзаработать на каникулах в гостинично-ресторанном, туристическом бизнесе, в семьях с детьми – а заодно чужую страну посмотреть, носителей языка послушать. Предложения самые разные, бывают даже экзотические, вроде мониторинга ночной кладки яиц черепахами на берегу Тихого океана (своими глазами читала) или постройки большой голубятни на севере Англии. Так живут студенты всего мира: американцы летом разносят пиццу в Париже, француженки работают в кафе на берегу Красного моря в Израиле… Цель – впечатления и обретение навыков финансовой самостоятельности. Кстати, у студентов агроуниверситета здесь есть преимущества - довольно часто требуются люди, умеющие работать с лошадьми, со знаниями по ветеринарии, которая в Европе считается одной из самых престижных специальностей.

И наконец, есть учебные программы – языковая стажировка (на разный срок) в лингвистических школах Европы. Студенты СГАУ несколько лет подряд ездили на учебу в Лондон вместе с заведующим кафедрой международной деловой коммуникации Г. Солгаловым. Недавно, после того как в университете побывал преподаватель из Ирландии Колин Гоггин, который читал здесь лекции, решили съездить в Дублин.

Поездка оказалась удачной, кафедра теперь стала представительством на юге России Центра по обучению английского языка в Дублине.

На вопрос, зачем это нужно, можно ответить по-разному. Учиться английскому чаще всего ездят студенты отделения мировой экономики. Язык – их хлеб. В Лондоне или Дублине они живут в семьях, самостоятельно ходят по улицам – помимо непосредственного погружения в English на занятиях в Центре, это снимает страх перед общением на чужом языке. В Дублине были неделю, некоторые заговорили на английском в первый день, некоторые на второй, кто-то на четвертый, но психологический барьер преодолели все 25 ребят. Геннадий Дмитриевич Солгалов рассказал, как, получив задание самостоятельно добраться после обеда к месту отправления экскурсионных автобусов, в первый раз это смогли вовремя сделать 10 человек, во второй – половина группы, а уж в аэропорт к назначенному часу приехали все. Научились ориентироваться по карте города, задавать вопросы на улицах и в транспорте.

Студентки Татьяна Ким и Нелли Хвостова добавили к этому, что проверили свои знания английского, убедились в их конкурентоспособности. Собственно, ребята о языке говорили немного, больше – о круге общения. О том, что ирландцы оказались людьми отзывчивыми, довольно открытыми. Что в школе они учились в международной группе, вместе с китайцами, итальянцами, и пришли к выводу, что кругозор русских студентов шире, их волнуют более глубокие проблемы. А уж о других странах они знают гораздо больше, чем иностранцы о России. Были и интересные бытовые подробности: в ирландских ванных нет смесителей, кипяток и ледяная вода льются из двух отдельных кранов. Отопление на ночь выключают. А крошки в кафе сметают со стола прямо на пол…

Сопровождавшие ребят работники кафедры Геннадий Солгалов и Елена Петренко считают, что полезно и это – подробности культуры и быта, увиденные своими глазами в чужой стране. Как и подробности европейской деловой жизни: точность, обязательность, которые студенты также ощутили. «Россия должна войти в Европу» – это несколько общая фраза. В европейское сообщество войдут люди, каждый конкретный человек, со своей профессиональной подготовкой, деловыми и человеческими качествами. В этом смысле хорошо, что молодые могут увидеть мир, взять лучшее, что там есть.

А на вопрос, хотят ли они остаться за границей, студенты дружно ответили «нет». Съездить еще раз, подзаработать уже с навыками разговорного английского – другое дело. Но профессионалами они собираются стать у себя дома.