Власти Ставрополя ищут рецепты «воскрешения» пассажирского автотранспорта

Как уже сообщала «СП», в минувшую пятницу состоялись депутатские слушания Ставропольской городской Думы, посвященные проблемам развития транспорта в краевом центре. Обсуждение «больного вопроса» носило порой бурный характер, учитывая, что среди приглашенных находились не только руководители транспортных предприятий, но и представители профсоюзов и непосредственно водители. Вел заседание заместитель председателя Думы А. Мартынов, в качестве основного докладчика выступал заместитель главы администрации Ставрополя И. Садыхов (отвечает за работу городского хозяйства), назначенный на эту должность в конце прошлого года.

Основное внимание было уделено предприятиям, предоставляющим льготы пассажирам – троллейбусному парку и СМУПАП № 1, которое многие помнят как единый мощный «организм». Но сегодня это скорее призрак, пустая скорлупа от ореха – просто территория по техническому обслуживанию предприятий. Кому предъявлять претензии? За последние три года у руля СМУПАП № 1 побывало около десятка человек(!), в т. ч. Н. Бочаров и В. Ишков – люди известные, каждый служил и в должности начальника управления транспорта и связи администрации Ставрополя. Н. Бочеров подал в отставку накануне депутатских слушаний, а В. Ишков, который в свое время хорошо преуспел на ниве «реформирования», трудится заместителем руководителя департамента ЖКХ. В общем, ушел на повышение.

Самая крутая реорганизация началась в 1999 г. – в соответствии с постановлением главы города «О создании дочерних предприятий СМУПАП № «. Под предлогом экономии на налогах из СМУПАП № 1 выделили 6 «дочек» (в т. ч. 4 автоколонны), предоставили им имущество, а потом и статус самостоятельных юридических лиц. А все долги разумеется, повесили на шею «матери». Стоит прислушаться к мнению некоторых авторитетных наблюдателей, утверждающих, что СМУПАП № 1 избрали «козлом отпущения»: за 2000-2002 гг. долги этого предприятия увеличились с 20,2 млн. до 40 млн. рублей. По сути, это уже банкрот, не подлежащий воскрешению.

Как заявил на слушаниях И. Садыхов, администрация намерена исправить ошибку и собрать в одно объединение ранее «отторгнутые» от СМУПАП № 1 структуры, поскольку «в раздробленной системе значительно ухудшилась система планирования, учета и контроля…». Об этом наглядно свидетельствует заключение контрольно-счетной палаты гордумы по анализу финансово-хозяйственной деятельности Управления транспорта и связи администрации Ставрополя, в состав которого входит 10 муниципальных предприятий, в т. ч. СМУПАП № 1, где «не налажены учет основных средств». Например, на складе выявлено большое количество запчастей к автобусам Икарус-Бенц, они не оприходованы, документов на их приобретение нет. Кто-то вскрыл 8 коробов со стеклами к автобусам, а завскладом, которая на хранение их не принимала, объяснила, что стекла «отпускаются по устным распоряжениям руководителей».

Удивительно, но даже СМУП «Таксопарк» ожидает убытки по итогам прошедшего года. Представляете: таксисты на иномарках «Хендэ-Соната» не могут свести концы с концами!

Много претензий и к МУАПу (маршрутные такси), за которым город закрепил свое имущество на праве хозяйственного ведения. За это по договору МУАП должен ежеквартально отдавать Ставрополю 10% своей прибыли. За три последних года город должен был получить… 32,4 тыс. рублей. Впечатляющая сумма, да и та выплачена не полностью.

МУАП имеет право отдавать в аренду частным предпринимателям автобусы. За первое полугоде 2002 г. в кассу поступило 176,5 тыс. руб., хотя при соблюдении условий договора сумма должна быть другой – 288 тысяч. В сентябре прошлого года, как следует из справки, без согласования с администрацией Ставрополя МУАП исключил из состава основных средств 12 единиц техники (автобусы, легковые автомобили и т. д.).

В своем докладе И. Садыхов обратил внимание собравшихся, что льготы на проезд «стоят» около 35 млн. рублей, городской же бюджет в силах выделять гораздо более скромную сумму. Льготы, тем более федеральные, никто отменить не позволит, значит выход один – увеличение тарифа до 4 рублей и параллельное уменьшение объемов льготных перевозок – на 7-15%. Чтобы не пострадали бедные слои граждан, администрация намерена разработать сеть социальных маршрутов, где будет жестко соблюдаться интервал движения 15-30 минут.

В планах администрации приобретение подвижного состава (это стоит 45-60 млн. рублей), восстановление производственно-технической базы муниципального парка.

Много внимания на депутатских слушаниях было уделено проблемам тарифов для маршрутных такси и грядущем конкурсе (в апреле) на право пассажирских перевозок. По итогам слушаний на заседании Ставропольской городской Думы будет принята программа развития общественного транспорта.

Андрей ВОЛОДЧЕНКО