Приватизированные общежития
Если коснуться истории, то надо сказать, что приватизация общежитий в Ставрополе началась в 1996 году. Именно тогда статус жилого дома получило здание по улице Серова, 2/2, став таким образом первой "ласточкой", подарившей надежду многим горожанам. В то время процессом рулило муниципальное унитарное предприятие с красивым названием "Жемчуг", а с 2000 года и до сих пор - МУП "Жилищник", в структуре которого есть специальный отдел по приватизации. На его балансе сейчас "сидят" 46 общежитий, из которых 22 уже "счастливы", т. е. имеют статус жилого дома.
У оставшихся 24, как утверждают в МУПе, тоже есть шанс, и немалый. Для того, чтобы муниципальному общежитию дали статус жилого дома и проживающие могли оформить комнаты как свою собственность, а далее распоряжаться ею по своему усмотрению - продать, подарить, оставить в наследство и т. д. - необходимо соблюсти ряд условий. Ключевое - отсутствие койко-мест.
- Если в комнате размещается два-три человека, а в целом здании - значительное количество койко-мест, то, конечно, такому общежитию на данный момент не может быть придан статус жилого дома. По одной простой причине: такое количество людей расселить невозможно, - рассказывает директор МУП "Жилищник" Рафаэль Аракелов. - Если же в здании нет ни одного койко-места (или есть, но немного, и они "поддаются" расселению), и если здание не аварийное, то, вероятно, заявка жильцов на изменение статуса будет рассмотрена. Этот вопрос решает специальная городская комиссия в составе 12 человек, которую в настоящее время возглавляет первый заместитель главы городской администрации Виктор Петриевский.
За последние годы в краевом центре не было построено ни одного нового общежития. А старые, что естественно, постепенно ветшают, покрываются трещинами, словно морщинами, и т. д. По-настоящему аварийных общежитий в городе нет, но есть и совсем ветхое жилье, как, например, по улице Горького,53, возведенное еще в XIX веке. Ряд домов - застройки 50-х годов прошлого столетия.
Есть еще один существенный момент. Дело в том, что город не может отдать в собственность людям все общежития, поскольку у него, города, должен быть свой фонд, предназначенный для переселения людей, лишившихся крыши над головой в результате какого-либо ЧП или стихийного бедствия, а также социально-незащищенных слоев населения - сирот, беженцев, воинов-афганцев и т. п. Около двух тысяч человек стоят сейчас в очереди в комиссии на получение комнаты или угла в общежитии - стоят не день и не два, а годами, мечтая хотя бы о "птичьих" правах... Неудивительно, что многие из них воспринимают приватизацию как удар по своим интересам.
Отказ в приватизации конкретному человеку - дело редкое, но иногда, как рассказала нам ведущий экономист "Жилищника" Валентина Стрельникова, приходится это делать, если нарушены какие-то законодательные моменты: либо член семьи в данный момент находится за границей, либо в "отсидке" и нет возможности предоставить заверенные доверенности. Но это, повторимся, скорее исключение, нежели правило.
Речь пока шла о муниципальных общежитиях. Совсем другое дело - ведомственные, принадлежащие заводам, организациям. Условия жизни в них зачастую адские - лифт не работает, лампочки не горят, трубы прорывает чуть ли не каждый день, на полах в коридорах лежат стекла от разбитых окон (ребятишки в футбол играют)... Поэтому, как правило, люди, вынужденные жить там, хотят, чтобы их дом обслуживал и ремонтировал город, т. е. передачи здания из ведомственной в городскую собственность.
Как сообщил Р. Аракелов, такой процесс идет, однако в последнее время не столь активно, как раньше. Сейчас, например, обсуждается возможность передачи общежитий СИЗО, завода "Красный металлист" и некоторых других. Народ - "за", да и руководство организаций и предприятий не против, но есть требования, согласно которым здания должны быть в более-менее удовлетворительном состоянии. Специалисты "Жилищника" обследовали их и пришли к выводу, что, скажем, у "Красного металлиста" только одно общежитие в хорошем состоянии - по проспекту Карла Маркса, остальные - в плохом. Вопрос висит в воздухе. Судя по всему, у руководства предприятия нет возможности провести требуемый ремонт, а ведь перевод этих общежитий на баланс города - единственный шанс получить статус жилого дома с последующей приватизацией. Иного пути нет.
Сама приватизация на состоянии жилья никак не сказывается, несмотря на то, что оно вроде становится своим, родным.
- Когда общежитию придается статус дома, - говорит Р. Аракелов, - мы предлагаем его жильцам организовать товарищество собственников жилья (ТСЖ), чтобы своими силами, в том числе и финансовыми, ухаживать за ним. Ведь до приватизации народ божится, что сделает из "общаги" конфетку, но как только обретает право собственности, ничего подобного, к сожалению, не происходит.
Действительно, до сих пор ни в одном из 22-х приватизированных общежитий ТСЖ не созданы. Более того, многие люди (до 50%) по старой общежитской привычке продолжают не платить квартплату. Жить в собственном, но по-прежнему неуютном доме... Выходит, это цель приватизации?