00:00, 21 января 2003 года

Сцилла тарифов и Харибда кошельков

Но нынче тарифное регулирование проходит в не совсем обычных условиях, которые определяют общероссийские тенденции и те реалии, которые сложились в крае. Об этом обозреватель "СП" беседует сегодня с председателем региональной энергетической комиссии В. НУТРИХИНЫМ.

- Владимир Геннадьевич, общеизвестно, что тарифы для населения держатся в крае на относительно низком уровне лишь потому, что существует так называемая система перекрестного субсидирования, когда приемлемые тарифы для населения достигаются путем их повышения для других потребителей, например, предприятий промышленности. В связи с этим в прошлом году остро обсуждалась проблема выхода на Федеральный оптовый рынок энергии и мощности (ФОРЭМ) такого крупного предприятия, как "Невинномысский Азот" и некоторых других. Случилось ли это, и если да, то чем грозит в первую очередь населению?

- "Азот" выйдет все-таки на оптовый рынок с 1 апреля этого года. Мы не исключаем также, что поступят заявки "на выход" и от ОАО "Роснефть-Ставропольнефтегаз", ООО "Ставролен". Правительство края боролось против таких тенденций как могло, но...

Кстати сказать, в таком же положении оказались и другие регионы страны, которые тоже выражали свой протест. Однако ФЭК "выпустила" на ФОРЭМ в декабре прошлого года сразу 18 крупных российских предприятий, тогда как раньше, за все годы, сделала это исключение только для 15. Это уже общая тенденция, поддерживаемая ФЭК России, при которой не принимаются во внимание доводы территорий и не учитываются интересы населения страны.

Каковы последствия для ставропольцев? Мы и раньше говорили, и теперь подтверждаем, что они неутешительны, так как приведут к росту тарифов. Ведь тот же "Азот" не будет теперь участвовать в субсидировании, а его доля в нем составляла 31 процент. Нагрузка ляжет на других промышленных и приравненных к ним потребителей. Разве это справедливо? И, естественно, на население - чтобы совсем не разорить реальный сектор экономики.

- В нашем крае было две энергоснабжающие организации, являющиеся субъектами ФОРЭМ, а сейчас появилась третья - ООО "Ставропольатомэнергосбыт". Не исключено, что в ближайшее время будут и другие. Вы не предполагаете, что гражданам и предприятиям придется забыть о едином для всех тарифе на территории Ставрополья?

- Мы думаем, что его, скорее всего, не удастся сохранить. Региональной энергетической комиссии придется работать со всеми энергоснабжающими организациями, вышедшими на оптовый рынок, а людям, предприятиям привыкать к тому, что, например, в Грачевке будет один тариф, в Пятигорске - другой, а где-то еще - третий, в зависимости от того, какой у них будет поставщик энергии. Сохранять единые тарифы нам уже не позволяет изменившаяся нормативная база.

- В конце прошлого года ФЭК, как известно, приняла новые методические указания по расчету тарифов для региональных энергетических комиссий. Специальные издания говорят о том, что они тоже резко меняют правила игры. В чем это выражается?

- Сокращено количество групп потребителей. Запрещено выделять в отдельные группы так называемых льготников, то есть отрасли, для которых до последнего времени существовал более мягкий ценовой режим в электроснабжении. Это, как вам известно, предприятия сельского хозяйства, такие энергоемкие, как "Водоканалы", городской и железнодорожный транспорт. Теперь они должны быть приравнены к промышленным потребителям. Потому эта проблема будет обсуждаться на заседании экспертного совета РЭК.

-Понятно, что хорошего от этого ждать не приходится: как говорит известный юморист, сюрприз будет при оплате за воду, транспорт и продукты питания. И вот какой вопрос у меня еще, Владимир Геннадьевич. Из бесед с энергетиками, газовиками знаю, что правительство РФ не компенсировало им затраты на преодоление последствий прошлогоднего наводнения. Неужели и эти средства, свыше сотни миллионов рублей теперь Ставрополью придется закладывать в тарифы?

- Действительно, все эти отрасли оказались в достаточно неприятной ситуации. Федеральным правительством, например, не возмещено "Ставропольэнерго" 54 млн. рублей, его долг "Ставрополькрайгазу" доходит почти до 47 млн., такие же проблемы и у других предприятий. Мы считаем, что эти средства должны быть выплачены центром, тем более что это было обещано сделать. Перекладывать такую ношу на плечи экономики края и его населения нельзя. В том числе и путем повышения тарифов на энергоносители. И тем не менее энергоснабжающие организации, не получив полного возмещения от государства, требуют погашения этих сумм за счет тарифов.

- Давайте вернемся к перекрестному субсидированию. Ведь этот порядок, имея в виду реформу РАО и другие уже принятые решения на федеральном уровне, долго сохранить не удастся. С другой стороны, отменить его одномоментно - значит взорвать социальную бомбу. По вашему мнению, есть ли возможность проскочить между Сциллой и Харибдой - тарифами и кошельками граждан?

- Ничего не остается, как сделать это. Только не проскочить, а пройти поэтапно, с наименьшими социальными потерями. Такая задача стоит в том числе и перед региональной энергетической комиссией - постепенно ликвидировать перекрестное субсидирование. Если не сделать этого, не начать "бархатную революцию" сейчас, то уже в будущем году мы будем вынуждены сделать в крае невообразимое - единовременно повысить тариф для городского, например, населения в два раза. А это равносильно взрыву той самой бомбы, о которой вы говорили. Естественно, что этого делать нельзя.

- А что можно?

- Как я уже говорил - постепенное прекращение перекрестного субсидирования. По срокам предложения были разные. Например, энергетики предлагали провести эту работу в течение года. Мы же думаем, что этого срока недостаточно - надо минимум два года. Экспертный совет при РЭК уже рассмотрел варианты и графики ликвидации субсидирования и одобрил предложения РЭК. Главное в них то, что тарифы для городского населения будут постепенно доведены до экономически обоснованного уровня - лишь к 2005 году. Реализация этой программы позволит снять необоснованную финансовую нагрузку с промышленных предприятий и смягчить социальные последствия.

Вот в таких непростых условиях сейчас региональная энергетическая комиссия края регулирует тарифы - чтобы и мы были целы, и монополисты сыты. Подставлять кошелек, чтобы последние в нем в очередной раз пошуровали, все равно придется. А насколько тяжелее станет жить, узнаем не только в феврале, когда примут новые тарифы, но, несомненно, и в другие месяцы - когда сравним свои зарплатные и пенсионные возможности с ценовыми взбрыками года черной козы.