В нашем, например, крае 64 процента от реализации алкогольной продукции составляет так называемая теневая, а "светлых" водки, коньяков и вина наших, ставропольских, производителей этой продукции реализуется лишь 22 процента, остальная – завозная из соседних республик и других регионов страны, ближнего и дальнего зарубежья. Потому если раньше доходы краевой казны от реализации спиртных напитков составляли 30-35 процентов от общей их суммы, то теперь имеем ежегодно процент почти невидимый – от 1 до 3.

Многочисленные аспекты этой проблемы и разбирали вновь участники "круглого стола", среди которых были представители министерств, производителей спиртного, руководители оптовой и розничной торговли. Каждый из них, как говорится, на эту проблему имеет свою точку зрения, предлагал потому и пути решения, которые его ведомству видятся самыми эффективными. Кстати сказать, и раньше недостатка в предложениях не было. Другое дело – были ли они претворены в жизнь исполнительной и законодательной властями края. Ведь от того, что мы часто их повторяем на всех уровнях, дело кардинально не меняется. Вот и опять шел разговор о том, как получить реальный результат для собственных производителей спиртного и для казны. Повышение акцизов – подарок для теневика, но повышаем. Утрата госмонополии – это отъем "питейных" денег у государства, то есть у каждого из нас в пользу частных лиц, но она больше не существует. ГОСТы, задавившие виноградное вино в угоду "порошковому", введены и никак не отменятся. Тут, как говорится, нам не справиться, не тот уровень. Можно ли что-нибудь сделать на краевом? Об этом и шла преимущественно речь.

Заместитель министра сельского хозяйства Н. Соломко с горечью говорил о том, что в крае сейчас свыше 60 предприятий, выпускающих алкогольную продукцию. Причем доля большинства из них мизерна. Расплодили тунеядцев, давая лицензии в свое время направо и налево, считает он, создали предпосылки для развития на своей территории теневого бизнеса. Ничего почти не сделали и для того, чтобы защитить порядочного собственного производителя: в край завозится столько этой продукции, сколько и выпускается всеми его предприятиями. Считали, что помогут в этом акцизные оптовые склады. Но и они работают с местной продукцией неохотно. По его мнению, надо со всем этим заканчивать, если хотим иметь деньги в бюджеты и здоровье для народа.

Кстати, о здоровье. Как выяснилось из выступлений, в крае есть районы почти поголовной трезвости, хоть на доску почета заноси. Там, по данным статистики, на человека приходится всего по поллитра и литру спиртного на человека, тогда как среднекраевой да и российский показатель приблизительно 14 литров в год. Это говорит только об одном – там пьют, ясно, не меньше, но зато ту водку, которую развозят по селам и хуторам нелегально, то есть "левую".

Представитель Управления МНС РФ по Ставропольскому краю Н. Посохин считает, что разноплановые проблемы в этой сфере нашей жизни не удается и не удастся решить до тех пор, пока усилия разных контролирующих структур не будут объединены организационно – нужна в правительстве такая особая структура, и пока не будет выработана программа, четко определяющая направления борьбы с негативными явлениями на этом рынке. Право же, хочется с ним согласиться хотя бы по той простой причине, что из-за одного только теневого оборота бюджет теряет свыше 400 млн. рублей, что тысячи людей теряют здоровье из-за "паленой" водки.

Представители торговли обратили внимание на то, что производители сами без боя сдают родной рынок "пришельцам": не заботятся о рекламе своей продукции, не обращают внимания на ее упаковку, этикетки и так далее. Продвигать ее на рынок – их первейшая задача, как и бороться с подделками под свои раскрученные марки. На это, например, обратили внимание директор торгово-производственного предприятия "Меркурий" О. Сидоренко и представители магазина "Пушкинский" краевого центра. Кстати, все они не возражают против процентного увеличения ставропольской продукции как на оптовых складах, так и на магазинных полках. Но правда и в том, что право выбора остается за покупателем. Для того и надо менять традиционное рекламное невмешательство производителей, и присутствующие на заседании журналисты выразили готовность пойти навстречу и разработать такие рекламные продукты, которые бы не нарушали закон о рекламе. Как говорится, дайте заказ...

Однако местные водочные "короли" ссылаются на бедность. Например, уникально работает Ставропольский "Стрижамент": единственный в России – на натуральном сырье. Но кто востребует его эксклюзивную продукцию, не зная об этом? "Нет средств", – говорит заместитель директора по качеству С. Маринич. Так и хочется добавить – и не будет...

Наша милиция также делает, что может: за незаконный оборот, например, возбуждено 190 дел, свыше 3000 человек получили административные взыскания, но не стало меньше задержанного спирта, водки, некоторые ОВД превратились в своего рода склады конфискованного спиртного, потому что до сих пор нет решения – где и как его уничтожать...

В общем, прежние проблемы остались, добавились и новые. Думается, не будет недостатка и в совещаниях, заседаниях, "круглых столах", где они анализируются. Вот только реальные, эффективные решения когда будут? Или они как тот ковбой Джо из анекдота, которого никто не ищет, потому что он никому не нужен?

Светлана ТАНХИЛЕВИЧ