00:00, 14 января 2003 года

Мафия бессмертна, когда народ от ее водки пьян

В нашем, например, крае 64 процента от реализации алкогольной продукции составляет так называемая теневая, а "светлых" водки, коньяков и вина наших, ставропольских, производителей этой продукции реализуется лишь 22 процента, остальная - завозная из соседних республик и других регионов страны, ближнего и дальнего зарубежья. Потому если раньше доходы краевой казны от реализации спиртных напитков составляли 30-35 процентов от общей их суммы, то теперь имеем ежегодно процент почти невидимый - от 1 до 3.

Многочисленные аспекты этой проблемы и разбирали вновь участники "круглого стола", среди которых были представители министерств, производителей спиртного, руководители оптовой и розничной торговли. Каждый из них, как говорится, на эту проблему имеет свою точку зрения, предлагал потому и пути решения, которые его ведомству видятся самыми эффективными. Кстати сказать, и раньше недостатка в предложениях не было. Другое дело - были ли они претворены в жизнь исполнительной и законодательной властями края. Ведь от того, что мы часто их повторяем на всех уровнях, дело кардинально не меняется. Вот и опять шел разговор о том, как получить реальный результат для собственных производителей спиртного и для казны. Повышение акцизов - подарок для теневика, но повышаем. Утрата госмонополии - это отъем "питейных" денег у государства, то есть у каждого из нас в пользу частных лиц, но она больше не существует. ГОСТы, задавившие виноградное вино в угоду "порошковому", введены и никак не отменятся. Тут, как говорится, нам не справиться, не тот уровень. Можно ли что-нибудь сделать на краевом? Об этом и шла преимущественно речь.

Заместитель министра сельского хозяйства Н. Соломко с горечью говорил о том, что в крае сейчас свыше 60 предприятий, выпускающих алкогольную продукцию. Причем доля большинства из них мизерна. Расплодили тунеядцев, давая лицензии в свое время направо и налево, считает он, создали предпосылки для развития на своей территории теневого бизнеса. Ничего почти не сделали и для того, чтобы защитить порядочного собственного производителя: в край завозится столько этой продукции, сколько и выпускается всеми его предприятиями. Считали, что помогут в этом акцизные оптовые склады. Но и они работают с местной продукцией неохотно. По его мнению, надо со всем этим заканчивать, если хотим иметь деньги в бюджеты и здоровье для народа.

Кстати, о здоровье. Как выяснилось из выступлений, в крае есть районы почти поголовной трезвости, хоть на доску почета заноси. Там, по данным статистики, на человека приходится всего по поллитра и литру спиртного на человека, тогда как среднекраевой да и российский показатель приблизительно 14 литров в год. Это говорит только об одном - там пьют, ясно, не меньше, но зато ту водку, которую развозят по селам и хуторам нелегально, то есть "левую".

Представитель Управления МНС РФ по Ставропольскому краю Н. Посохин считает, что разноплановые проблемы в этой сфере нашей жизни не удается и не удастся решить до тех пор, пока усилия разных контролирующих структур не будут объединены организационно - нужна в правительстве такая особая структура, и пока не будет выработана программа, четко определяющая направления борьбы с негативными явлениями на этом рынке. Право же, хочется с ним согласиться хотя бы по той простой причине, что из-за одного только теневого оборота бюджет теряет свыше 400 млн. рублей, что тысячи людей теряют здоровье из-за "паленой" водки.

Представители торговли обратили внимание на то, что производители сами без боя сдают родной рынок "пришельцам": не заботятся о рекламе своей продукции, не обращают внимания на ее упаковку, этикетки и так далее. Продвигать ее на рынок - их первейшая задача, как и бороться с подделками под свои раскрученные марки. На это, например, обратили внимание директор торгово-производственного предприятия "Меркурий" О. Сидоренко и представители магазина "Пушкинский" краевого центра. Кстати, все они не возражают против процентного увеличения ставропольской продукции как на оптовых складах, так и на магазинных полках. Но правда и в том, что право выбора остается за покупателем. Для того и надо менять традиционное рекламное невмешательство производителей, и присутствующие на заседании журналисты выразили готовность пойти навстречу и разработать такие рекламные продукты, которые бы не нарушали закон о рекламе. Как говорится, дайте заказ...

Однако местные водочные "короли" ссылаются на бедность. Например, уникально работает Ставропольский "Стрижамент": единственный в России - на натуральном сырье. Но кто востребует его эксклюзивную продукцию, не зная об этом? "Нет средств", - говорит заместитель директора по качеству С. Маринич. Так и хочется добавить - и не будет...

Наша милиция также делает, что может: за незаконный оборот, например, возбуждено 190 дел, свыше 3000 человек получили административные взыскания, но не стало меньше задержанного спирта, водки, некоторые ОВД превратились в своего рода склады конфискованного спиртного, потому что до сих пор нет решения - где и как его уничтожать...

В общем, прежние проблемы остались, добавились и новые. Думается, не будет недостатка и в совещаниях, заседаниях, "круглых столах", где они анализируются. Вот только реальные, эффективные решения когда будут? Или они как тот ковбой Джо из анекдота, которого никто не ищет, потому что он никому не нужен?