Мы вернулись к русскому языку
Завтра состоится расширенная коллегия министерства образования СК, посвященная преподаванию в школах края русского языка. Проблема не только назрела, но, возможно, и перезрела. Уровень грамотности учащихся постоянно снижается, речевая культура падает. В преддверии коллегии по инициативе министерства серьезный разговор на эту тему состоялся между учеными-филологами и педагогами.
Чтобы определить масштаб отдельного события, необходимо увидеть его сквозь призму общего, соотнести планы. В Ставропольском государственном университете прошел "круглый стол" по проблемам преподавания русского языка в общеобразовательных учреждениях Ставропольского края в условиях поликультурной среды. Казалось бы, целиком профессиональная проблема. Но речь идет о нашем общем деле - русском языке. То, что с ним происходит, касается всех нас, потому что происходит с нами.
Многие полагают, что засилье иностранных слов - основная угроза русскому языку. Все же главная опасность - в переворачивании языковых пластов. Кому-то надо, чтобы благородный и благозвучный русский язык оказался в подполье, а на его место вышла та часть русской лексики, которая на Руси всегда боялась света... Эта беда - наша пореформенная реальность, и торгаши словами, Ерофеев и Ко, например, заполонившие все книжные магазины, объявили поход "на кладбище русской литературы". Такой вот общий фон. Отсюда и значение "круглого стола", собравшего представительную филологическую аудиторию: профессорско-преподавательский состав ставропольских госуниверситета и государственного пединститута, краевого института повышения квалификации работников образования, преподавателей и руководителей педагогических колледжей и лицеев. Сразу определились, что дискуссия не будет носить научного характера - именно это и придало ей общественное звучание. Общая интонация обнаружилась в серьезной тревоге ученых за современное состояние русского языка. Но никто не ограничивался только описанием проблем. Цель встречи - высказать свой взгляд, предложить определенные рекомендации. Вот отрывки из выступлений, отразивших мысль и дух состоявшегося события.
Е. Атарщикова, кандидат педагогических наук, доктор юридических наук, завкафедрой лингводидактики СГПИ:
- Деградация речевого общения ведет к деградации нации. Нельзя игнорировать ментальность этноса, его базовые ценности. Происходящий сегодня языковой беспредел - национальное бедствие России.
В. Грязнова, доктор филологических наук, профессор, завкафедрой общего и славяно-русского языкознания СГУ:
- Правительство практически не обращает внимания на возможности русского языка как значительного экспортного продукта. Что-то случилось... Демократия...
Л. Луговая, доцент кафедры современного русского языка СГУ:
- Сегодня в крае работают 3000 учителей русского языка, в прежние времена их было 5000. Ни школа, ни учебники не отражают происходящих в русском языке изменений, но их отражают программы для поступающих в вузы...
Ю. Леденев, доктор филологических наук, профессор кафедры общего и славяно-русского языкознания СГУ:
- Сократился количественный состав филологического факультета университета: сейчас набирают 50 человек, а было 100 и более. Надо, чтобы органы образования выявили реальные потребности края в кадрах. Мы можем своими силами подготовить квалифицированные учебники для школ, но необходимо, чтобы министерство образования пошло на договорные условия...
И. Шаповалова, проректор СКИПКРО, доктор педагогических наук, профессор:
- Как предмет русский язык относится к числу нелюбимых - почему? Да, он труден, но это не объяснение. Все бросились изучать английский, потому что он вышел на рынок. Однако вспомним, что сказали вернувшиеся на Родину некрасовские казаки: "Слава Богу, мы вернулись к русскому языку..."
К. Штайн, профессор кафедры современного русского языка СГУ:
- Русский язык труден, пока мы отдельно изучаем суффиксы и приставки, в то время как необходимо переживание русского языка, погружение в литературные тексты и реальную культурную среду. Образец в крае существует. В середине XIX века Ставропольская гимназия, лучшая в России, изучала русский язык как предмет мысли и духа. В условиях многонационального состава была создана великолепная модель, где русскому языку отводилась стратегическая роль: легче обучить кавказские народы русскому, чем потом гасить войны на Кавказе.
Н. Клычникова, замдиректора Ессентукского педколледжа:
- Мы провели анкетирование, и выяснилась страшная картина: в сельской школе разве что только дворники не преподают русский язык. А мы говорим, что лишь СМИ дают плохой образец. Убеждена, в педагогических заведениях необходимо иметь лингафонные кабинеты для изучения русского языка. Но это вопрос к нашему министерству образования.
В. Белозеров, проректор СГУ по учебной работе:
- И все-таки центральной фигурой в общеобразовательном учебном заведении была и остается фигура учителя русского языка. Знания, которые он дает, остаются с нами на всю жизнь. Тем более назрел вопрос о пересмотре параметров квалификации учителей и совершенствовании преподавания русского языка в условиях сосуществования национальных культур.
...Итак, в сфере русского языка назрел конфликт между традиционной русской культурой, устремленной к просвещению народа, и психологией рынка, устремленной к его развлечению. По сути дела - конфликт цивилизаций. Перед гуманитарной интеллигенцией России стоит необыкновенно сложная задача: предложить решение "русской идеи": как стать современной нацией, не переставая быть русским и - российским - народом? Учитель русского языка Н. Романова из Михайловска отметила: "Может быть, каждый из нас делает свое дело, но необходимо объединить усилия".
25 декабря 2002 года

Бюджет Ставрополья прирос на 7,5 миллиарда рублей
Господдержка края позволяет гандбольному клубу «Виктор» показывать высокие результаты

Около 50 медработников Ставрополья отправились в зону СВО, чтобы спасать жизни

На Ставрополье продолжаются разнообразные творческие мероприятия «Белой акации»

Футболисты ставропольского «Динамо» удачно съездили в Сочи
