"Шанхай"-блюз: музыка - властей, слова - народные
Не увидел бы собственными глазами, не поверил бы: в детской - яркие обои с забавными львятами, в зале - имитирующие дорогую обивку из шелка пастельных тонов, на полу без единой морщинки - линолеум под паркет. Все отопительные приборы - горячие, все газовые трубы - опрессованы. И даже двери и окна без перекосов - закрываются и открываются без особых усилий. Сегодня-завтра поставят смесители, пустят воду - и живи, радуйся.
Ладно я, дилетант, восторгаюсь. Но ведь неделю назад не смог удержаться от похвалы и такой авторитетный спец, как председатель Госстроя РФ Н. Кошман. Здесь, в Георгиевске, в 348-м квартале (или по-народному "Шанхае"), он едва ли не впервые со времени вступления в должность тепло отозвался о местных властях и строителях, взявшихся обеспечить кровом пострадавших от наводнения. Достроенная в авральном порядке вторая очередь десятиэтажного дома на 45 квартир по качеству ничуть не уступает "нормальному", неспешно возведенному жилью. А ведь Н. Кошман осматривал въедливо.
- Мы думали, пройдет два-три этажа - и все, - с улыбкой признается первый зам. главы администрации города А. Морев. - А Николай Павлович, осмотрев квартиры внизу, вдруг говорит: "А теперь вызывайте лифт - поедем, посмотрим, что делается на девятом".
На девятом председатель Госстроя увидел то же, что и на нижних этажах, - хоть сейчас вселяйся. Вот тогда-то он не поскупился на похвалу, что на фоне жесточайших разносов в Ессентуках, Кочубеевском, Надзорном было словно солнечный луч меж грозовыми тучами.
Впрочем, инспектирующие приехали и уехали, а что думают те, кому здесь жить?
В трехкомнатной квартире N 50 устанавливают мебель П. Валов с сыном. В станице Незлобной у них был обложенный кирпичом саманный дом. Как ни пытались защититься, как ни закрывали окна, двери - дом все равно "поплыл". Шутка ли - вода поднялась под самую крышу. Новая квартира нравится: хороший район, удобная планировка, большущая лоджия.
- А пришлось ли что-либо переделывать после строителей? Скажем, обои подклеивать, двери подстругивать?
- Нет, пока все нормально.
Н. Дикань, которого мы застали в его двухкомнатной квартире этажом выше, не без сожаления вспоминает о бывшем своем трехкомнатном доме со всеми удобствами в той же станице Незлобной. Да, натворила стихия бед... Что до новой квартиры, то претензий к строителям у Николая Владимировича почти никаких: вот только бы побыстрее закончили установку смесителей да пустили бы воду...
От июньского наводнения Георгиевский район пострадал весьма серьезно: в станицах Лысогорской, Незлобной, Александрийской, Подгорной, селах Новозаведенном, Краснокумском и Обильном подтопило 2511 домов, из них 361 не подлежит восстановлению. Город от затопления спасла дамба, а также четкая организация работ по ее укреплению. Не будь этого, вздыбившийся почти на шесть метров против обычного уровня Подкумок снес бы не меньше 300-500 домов. А так полностью разрушен лишь один дом и восемь пострадали, но подлежат восстановлению.
Но делить попавших в беду людей на жителей города и жителей района - по меньшей мере неэтично. И вот в августе администрация Георгиевска принимает решение достроить десятиэтажку на "Шанхае" и поселить в ней потерявших кров сельчан.
Огромный 213-квартирный дом здесь, на улице Мира, 3, начали возводить без малого полтора десятка лет назад. Сдали первую очередь, сложили стены еще двух подъездов (или, как меня поправляют специалисты - секций). И тут грянули реформы: реорганизации, приватизации, акционирования. Некогда могучий строительный комплекс Георгиевска и Георгиевского района приказал долго жить, а недостроенные секции десятиэтажки превратились в прибежище бомжей и источник дармовых стройматериалов для особо предприимчивых граждан. Растащили, разгромили, загадили донельзя. Поэтому, когда глава города В. Губанов обратился к местным строительным организациям - кто гарантирует, что к концу года объект будет сдан, все скромно потупились.
Принять столь щекотливые условия - жесткие сроки, высокое качество при достаточно туманных перспективах с финансированием - отважился лишь генеральный директор минераловодской ПСФ "Содружество" В. Курбатов. Причем это решение во многом предопределили личные отношения.
- Я знаю Виктора Ивановича Губанова почти 30 лет, - говорит В. Курбатов. - На него можно положиться.
Второе, и самое существенное обстоятельство - это то, что ПСФ "Содружество" при всех сложностях сохранило строительный комплекс. У фирмы свой кирпичный завод, растворобетонный узел, деревообрабатывающий цех, свой транспорт, все необходимые механизмы, своя проектная мастерская, свой участок по монтажу и обслуживанию башенных кранов. То есть никому не надо кланяться, если понадобится автокран, теплогенератор или пескоструйный аппарат. А при жестких сроках это крайне важно.
Первые две недели, когда "Содружество" пришло на стройплощадку, его специалисты дневали и ночевали у башенного крана: за десять лет бездействия его раскурочили так, что казалось, восстановлению не подлежит. Но ожил-таки "журавушка", стал исправно подавать на верхние этажи кирпич, раствор. Закрутилась коловерть ударной стройки: с семи утра и до темноты, без единого выходного. В пик на объекте трудились без малого три сотни человек. Причем не только из "Содружества", но и из доброго десятка субподрядных организаций.
Нелегкую задачу - обеспечить всем фронт работ, проследить за качеством - взвалил на свои плечи молодой начальник участка Ю. Китаев. А опытнейший начальник производственного отдела фирмы В. Алтунин четко отслеживал все финансовые потоки, утрясал договорные отношения. Как это ни тривиально звучит, но именно сплав молодости и опыта во многом предопределил успех. Хотя, наверное, ничуть не меньше повлиял ежедневный утренний обход стройплощадки "главным прорабом" - В. Губановым.
Впрочем, не все так безоблачно, как может показаться. Во-первых, желающих поселиться в новом доме оказалось гораздо меньше, чем ожидали. Представители городской и территориальной государственной администраций ездили по селам и станицам, уговаривали. Но не очень-то у нас народ верит обещаниям, что дом сдадут в срок. Да и не решаются сельчане бросить землю и перебраться в город. В общем, пока только 18 семей, пострадавших от наводнения, надумали поселиться в десятиэтажке. А значит, могут возникнуть сложности с возвратом кредита. Кроме того, на окончание строительных работ пришлось взять еще и вексельный кредит с дисконтом в 16 процентов. А это сущий грабеж. В. Курбатов считает, что такой порядок установлен не на федеральном, а на региональном уровне, с подачи какого-то краевого чиновника. А значит, проблему можно и нужно решить, пока на Ставрополье окончательно не разрушили строительную отрасль.
* * *
...Многометровая стрела уже безжизненно повисла. На днях закончат демонтаж всего башенного крана, освободят площадку под газоны и малые архитектурные формы. На Новый год за многими окнами этого дома будут слышны здравицы, поздравления с новосельем. Хочется надеяться, что и тем, кто сделал для людей доброе дело, не придется раскаиваться.
20 декабря 2002 года