06:00, 19 декабря 2002 года

В режиме секретности

органам безопасности Pоссии - 85 лет

В начале девяностых годов в ходе реформирования органов безопасности в УФСБ РФ по Ставропольскому краю был создан новый отдел - контрразведывательного обеспечения объектов промышленности и транспорта.

Именно в это время был замечен повышенный интерес спецслужб иностранных государств к экономическому и научному потенциалу Ставрополья. Факторы, определяющие его, известны и понятны.

Это особое географическое положение края, через который проходят стратегически важные газо- и нефтепроводы, транспортные магистрали, линии электропередачи и связи, соединяющие Россию и республики Закавказья. Это значимость Ставрополья в военно-стратегическом отношении, обусловленная его приграничным положением и близостью к "горячим" точкам.

С учетом всего этого перед отделом был поставлен широкий круг задач по охране государственной тайны и, в первую очередь, контрразведывательное обеспечение стратегических объектов.

Надо вспомнить, что именно в те годы в жизнь вошла практика открытых границ, и с тех пор контакты и российских граждан, и предприятий с иностранными партнерами ничем не ограничены. Вне всякого сомнения, это способствует интеграции России в мировую экономику, но вместе с тем создает определенные сложности.

Далеко не все понимают, какие сведения и для чего интересуют порой иностранных коллег, и какие из них можно, а какие нельзя им передавать. В этой связи все большее значение приобретает профилактическая работа контрразведчиков. Более того, на органы безопасности возложено лицензирование предприятий и учреждений, осуществляющих работу со сведениями, составляющими государственную тайну, оформление допуска граждан к этим сведениям.

Второй, не менее важной задачей сотрудников отдела является выявление предпосылок к чрезвычайным ситуациям и происшествиям на объектах жизнеобеспечения, а также в местах сосредоточения взрывоопасных веществ. Ведь в условиях нестабильной политической обстановки в соседних со Ставропольем регионах возможны попытки проведения диверсионных актов на промышленных предприятиях края, что может привести к серьезным социально-политическим, экономическим, экологическим и другим последствиям.

В последние годы, после начала контртеррористической операции в Чеченской Республике, приоритетное внимание сотрудники органов безопасности уделяют антитеррористической защищенности объектов энергетики. В частности, сотрудниками отдела были составлены паспорта безопасности обеих расположенных в крае ГРЭС. В сентябре 2000 года на Невинномысской ГРЭС подразделения спецназначения ФСБ России и краевого УФСБ провели учения "Технология - 2000" по моделированию проникновения террористов на станцию, захвату заложников и их освобождению. Эти учения позволили проверить и оценить надежность защищенности объекта, эффективность взаимодействия органов власти, энергетиков и спецслужб. Работа всех участников получила высокую оценку.

В задачи отдела входит и реализация мер по контртеррористической защите железнодорожного, воздушного и автомобильного транспорта. Статистика показывает, что начиная с 1989 года количество терактов в России только на воздушном транспорте увеличилось в полтора раза. С целью предотвращения актов незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации ставропольские чекисты разработали план "Набат", в котором заложена четкая система взаимодействия авиакомпаний и УФСБ.

Столь же пристальное внимание уделяют сотрудники отдела реализации системы мер по перекрытию каналов проникновения на территорию края наемников, террористов, членов незаконных вооруженных формирований, а также - во взаимодействии с сотрудниками органов внутренних дел, таможни - борьбе с контрабандой. Только в ходе одной совместной операции были изъяты 168 единиц оружия, 575 единиц бое-припасов, около 4,7 килограмма наркотических средств, задержаны 29 человек, находящихся в розыске.

...Пожалуй, это все, что можно рассказать о работе сотрудников одного из отделов краевого УФСБ в открытой печати. Но, согласитесь, и этого немало.

«В режиме секретности»
Газета «Ставропольская правда»
19 декабря 2002 года