06:00, 17 декабря 2002 года

Многоликая зарплата

Понятно, что это заседание за "круглым столом" в правительстве края, проведенное по инициативе краевой трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, не могло не быть деловым. Ведь его участники - генеральные директора и главные экономисты промышленных и сельскохозяйственных предприятий, профсоюзные лидеры, министры, руководители, ведущие специалисты ряда краевых государственных ведомств - обсуждали проблему более чем серьезную: по своей значимости в повседневной жизни каждого из нас она превосходит, наверное, все остальные, за исключением разве что "нашего драгоценного здоровья". Зарплата! Именно о ней и обо всех ее аспектах шла речь на этом заседании.

Но поскольку оно состоялось аккурат перед Днем Конституции РФ, это обстоятельство придало разговору особую тональность. Поневоле напрашивался вопрос: строя правовое государство, не слишком ли вольно обращаемся мы с Основным Законом страны? Ведь в нем четко записано, что наряду с правом на свободный труд каждый гражданин имеет право и на вознаграждение за него без какой бы то ни было дискриминации. Мы говорим также, что государством гарантируются минимальный размер оплаты труда, своевременность этих выплат, устанавливаются различные гарантии и компенсации, определена также роль работодателей и работников в регулировании этих вопросов. А что на деле?

Как отметил, открывая заседание, заместитель председателя ПСК, координатор краевой трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений Н. Пальцев, установленные гарантии в области оплаты труда реализуются в крае не в полной мере.

Что имеется в виду? Хотя в текущем году реальная ежемесячная заработная плата у нас выросла по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 17,5, а номи-нальная - на 37 процентов, тем не менее она пока примерно на треть ниже средней по стране. Федеральный закон "О минимальном размере оплаты труда" не выполняется в каждой четвертой, а в Ипатовском, Степновском, Минераловодском и в некоторых других районах и того хуже - практически в каждой второй из числа проверенных организаций. Очень низкой остается заработная плата в сельском хозяйстве, легкой промышленности. В бюджетной сфере она хотя и повысилась, но все равно еще значительно ниже, чем в промышленности края.

По-прежнему высока задолженность по выплате зарплаты. В реальном секторе экономики, например, на начало ноября она составляла 304 миллиона рублей.

В текущем году, сообщила заместитель руководителя Государственной инспекции труда в Ставропольском крае - главный государственный правовой инспектор труда в Ставропольском крае Р. Морозова, было проверено 1126 предприятий, и в 902 случаях обнаружилась задолженность по заработной плате. Казалось бы, надо по максимуму использовать возможности коллективных договоров, отраслевых тарифных и районных, городских соглашений. Но на многих предприятиях, особенно небольших, частных, в трудовых договорах вообще не оговаривается размер оплаты труда. Часть денег утаивается от налогообложения и других обязательных отчислений.

Буквально только что закончилась проверка в Невинномысске, где особое внимание уделялось частным предприятиям. Помимо привычных нарушений проверяющие столкнулись здесь и с необычным. На одном из предприятий трудовые отношения вообще были оформлены в виде неких "агентских договоров", а работодатели называли себя "принципалами".

Безусловно, инспекция труда, работающая в контакте с прокуратурой, профсоюзами, не дает спокойной жизни руководителям, нарушающим законодательство о труде. Более 300 из них были привлечены к ответственности. Тем не менее на заседании говорилось о том, что нужно усилить требовательность к таким руководителям и ввести в практику представление в средства массовой информации сведений о тех, кто привлекается к административной ответственности за несвоевременную выплату заработной платы.

А вот мнение одного из принимавших участие в работе "круглого стола" руководителя:

- Приходится извиняться перед рабочими, задерживая им зарплату, и они, в общем-то, с пониманием относятся к этой проблеме, - сказала директор ЗАО "Маслосыродельный завод "Кугультинский" В. Григорьева. - Но, конечно, это ненормально. Зар-плата задерживается не потому, что мы так хотим, а потому, что сейчас, если говорить о молочной промышленности, мы работаем как никогда в тяжелых условиях: нет молока! Оно уходит в соседние регионы, где, оказывается, больше возможностей для дотирования производителей. Понятно, что мы не сидим сложа руки. Ищем рынки сбыта. Максимально использовали субсидированный кредит. Но тем не менее половина предприятий нашей отрасли сработала убыточно. Это факт. Отсюда и все беды с зар-платой, которая зависит от уровня производства. Нужны, я считаю, кардинальные меры по поддержанию отрасли - такие, скажем, как госзаказ…

Понятно, что и в переработке, и в сельском хозяйстве есть иные примеры. Участники заседания одобрительно отозвались об опыте организации оплаты труда в СПК "Шангалинский": администрация хозяйства и в растениеводстве, и в животноводстве заключает с рабочими четко прописанные на все случаи жизни договоры, здесь выплачивается аванс, действует система стимулирования, по итогам той или иной ответственной сельскохозяйственной кампании производится окончательный расчет. И средняя зарплата выходит довольно приличной в сравнении с другими родственными коллективами.

На важные моменты обратил внимание собеседников заместитель председателя краевой организации профсоюзов Н. Лаута:

- Если раньше можно было как-то в чем-то упрекнуть законодателей, то чего еще нужно сейчас? Вступил в силу новый Трудовой кодекс, и в нем четко расписано, кому, каким образом следует заниматься организацией оплаты труда. Какие еще нужно придумывать меры, если действует даже статья об уголовной ответственности! Надо чтить Трудовой кодекс - вот и весь сказ.

Большое беспокойство у профсоюзов вызывает предлагаемый Министерством труда и социального развития РФ переход на новую систему оплаты труда бюджетников, о чем с тревогой говорила за "круглым столом" заместитель председателя краевой организации профсоюза работников народного образования и науки РФ Л. Манаева. В чем суть новшества? Основная идея концепции сводится к расширению прав субъектов и органов местного самоуправления. То есть предполагается, что федеральные власти утверждают схему оплаты труда, которая будет иметь рекомендательный характер, а регионы и муниципалитеты наполняют ее, так сказать, содержанием. Но как можно выплату заработной платы возлагать на органы местного самоуправлени? Какие у них возможности? Не имея достаточных средств, они сами сейчас еле-еле сводят концы с концами.

Эта концепция, - прозвучало такое мнение, - означает полную ликвидацию государственных гарантий в оплате труда. Она и в министерстве труда и социальной защиты населения края, как сообщил его министр А. Карабут, вызывает массу вопросов. Было решено провести широкое и всестороннее обсуждение проектов, связанных с планируемым изменением организации оплаты труда в этой сфере, чтобы в ближайшее время представить замечания и предложения в соответствующие органы и согласительные комиссии.

Зарплата официальная и зарплата в конверте или "по другой ведомости". Увы, это негативное явление тоже, к сожалению, стало довольно распространенным. Предприятия пытаются уйти от налогов и ряда других обязательных выплат в бюджет. Тем самым они также обкрадывают своих работников, не способствуя решению социальных задач. Надо добиваться того, подчеркнул в связи с этим генеральный директор ОАО "Ставропольстрой", президент Конгресса деловых кругов Ставрополья В. Травов, чтобы все коллективы независимо от форм собственности в равной степени были ответственны перед законом.

В русле разговора актуально прозвучала мысль заместителя управляющего отделением Пенсионного фонда РФ по Ставропольскому краю И. Шинкаренко о том, что к формированию пенсионного капитала надо относиться так же бережно, как и к выплате зарплаты. Чем выше страховой взнос, тем больше у человека возможностей иметь обеспеченную старость. К сожалению, пока еще мало кто из работников припомнит случай, чтобы работодатель проинформировал застрахованных лиц об уплате страховых взносов в ПФР. А ведь это тоже его обязанность.

Учитывая, что заработная плата имеет исключительное социальное значение, участники "круглого стола" "набросали" много предложений, в том числе органам исполнительной власти и местного самоуправления: сохранить приоритеты бюджетного финансирования заработной платы в учреждениях отраслей бюджетной сферы; организовать в районах и городах проведение совещаний-семинаров, где обсудить соблюдение действующего законодательства об оплате труда и социальных гарантиях, включая также и возможные пути их повышения; рассмотреть целесообразность восстановления комиссий по выявлению причин несвоевременной выплаты заработной платы, а в отраслевых министерствах края - структурных подразделений, которые занимались бы анализом ситуации, формированием отраслевых норм труда и т.д. Не лишним, как видим, оказывается, и такое пожелание: содействовать развитию договорного регулирования трудовых отношений на всех уровнях социального партнерства.

В принятой резолюции определены также задачи для федерации профсоюзов края, которой предложено, в частности, на предприятиях и в учреждениях, где функционируют профорганизации, организовать экономический всеобуч. Представители правительства края, объединений организаций профсоюзов и работодателей в краевой трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений намерены периодически рассматривать состояние задолженности по оплате труда в крае, определять и реализовывать меры, направленные на ее снижение.

«Многоликая зарплата»
Газета «Ставропольская правда»
17 декабря 2002 года