06:00, 29 ноября 2002 года

Здоровье - это когда тебя понимают

Здоровье детей - тема, конечно, необъятная. Но вот что характерно: собравшиеся в редакции участники "круглого стола" на этот раз говорили не о проблемах физического здоровья (что было характерно для первого этапа эксперимента по здоровьесбережению) - речь сразу пошла о здоровье нравственном, о развитии духовном.

В "круглом столе" "СП" участвуют: Г. Шевченко, психолог гимназии N 10 "Лик" г. Невинномысска; З. Кулагина, председатель родительского комитета Усть-Невинской СОШ Кочубеевского района; В. Николаенко, глава сельсовета с. Верхнерусского Шпаковского района; С. Спасибова, специалист минобразования СК.

"Заказа на духовно-нравственное развитие ребенка государство сегодня не дает..."

Г. Шевченко: Последняя предложенная нам официальная образовательная концепция вообще не ставит своей целью духовное развитие детей. Там как цель называется развитие компетентностей: интеллектуальной, коммуникативной и т. д. То есть государство не дает школе заказ на духовно-нравственное развитие ребенка. Может быть, потому, что никто толком не может сформулировать, что это такое. Тем не менее духовность как понятие существует. Как я это понимаю? Духовность - это глубинный слой личности. Но чтобы его заложить, нужно научиться простым, на первый взгляд, вещам. Влиять на окружение ребенка и помогать его формировать. Помочь растущей личности сформировать такие социокультурные связи, которые будут благотворно влиять на ее развитие. У нас в гимназии для этого есть своя программа, мы участвуем в соответствующем российском образовательном проекте. Мы предлагаем большой выбор внутришкольных и внешкольных учреждений - интеллектуальной, художественной, спортивной направленности. Это интересно, и ученик просто не может оказаться в той среде, которая воздействует на него асоциально. У нас нет ребят, которые состояли бы на учете в инспекции по делам несовершеннолетних, в наркодиспансере. Хотя, конечно, свои проблемы есть. Примерно половина наших учеников - дети с высокой степенью интеллектуального развития, у них свои особенности. Нам очень важно говорить с их родителями на одном языке, поэтому еще до поступления ребенка в гимназию родители приходят прослушать курс, который мы называем "Введение в культуру образовательного учреждения". Они рассказывают нам о своих ожиданиях, мы говорим о наших требованиях и правилах. Это своего рода общественный договор, на котором будет строиться наша с семьей совместная деятельность во благо ребенка.

Многое делает попечительский совет гимназии, в который также входят родители. Например, попечители находят средства, чтобы ребенок из малообеспеченной семьи мог заниматься в платной спортсекции или воспользоваться платными образовательными услугами за пределами нашей школы (по обучению иностранным языкам или информатике).

З. Кулагина: Я чувствую, что мы здесь собрались такие разные. Невинномысск - промышленный город, где можно найти и попечителей, и спонсоров. А вот что делать сельской школе, которая одна и есть на селе очаг духовности? Клуб наш так уже не назовешь: там свет за неуплату давно отключен... Если школа сдаст позиции, то детям останется один телевизор - сами знаете, что по нему показывают.

В школе же все держится на энтузиазме родителей и учителей, многим из которых скоро на пенсию. Молодые к нам не едут, хозяйство пока в таком бедственном состоянии, что жилья не строит. У нас один компьютер на всех двести детей, так что на урок информатики они скорее приходят на него посмотреть, чем поработать. Да разве в одних компьютерах дело? А среди ребят есть умные, способные, обидно за них - как они будут адаптироваться в дальнейшей жизни с таким низким стартом? Выходит, и на это школе от государства заказа нет?..

Что может власть?..

В. Николаенко: Общество разделено. Его полярность - проблема. Это в городе, это и на селе. У одного ребенка дома тот же компьютер и другие электронные игрушки, и автомобиль у родителей. А у другого нет самых насущных вещей, бывает, что не в чем зимой в школу ходить... И проблема эта не только материальная. Как они, эти ребятишки, между собой в классе будут ладить и как - когда вырастут?

Хочу сказать, что власть местная здесь должна и может помочь. Государство нам на питание одного ребенка в школе дает полтора рубля. Мы доплачиваем до шести и кормим 60 процентов всех детей Верхнерусского, а двадцать процентов - те, кто из обеспеченных, питаются за деньги родителей.

Очень большая работа - создание банка данных малоимущих семей. Чтобы помощь оказывать тем, кто нуждается, и знать, какую. Мы над этим сейчас работаем. Проблем много с беженцами, с теми, кто не регистрируется нигде - под них ведь в бюджете деньги не заложены, а за парту по закону любого ребенка мы обязаны посадить... В этом году на адресную помощь израсходовали 64 тысячи - учебники для ребятишек из малоимущих семей, обувь, одежда к школе.

Спортом могут заниматься в селе все школьники: есть два зала, тренажерный и борцовский, мечтаем иметь современный спорткомплекс, и, думаю, он будет. Для малоимущих ребятишек занятия после школы бесплатные.

Стараемся, чтобы и забота о здоровье распространялась на всех детей. Ежегодно оплачиваем медосмотры учащихся, привозим узких специалистов из района. Купили новейшее стоматологическое оборудование, дошкольники и школьники проходят бесплатное обследование и лечение. В школе, кроме того, работают врач-терапевт и медсестра.

А еще нужно вспомнить о таких прекрасных формах, как традиции каждого села, района, города. Свои песни, свой музей, совместное дело, объединяющее всех. После чего у нас в селе подростки посадки ломать перестали? Сельсовет предложил школьникам конкурс на лучший проект парка в центре. И каждый класс его разрабатывал, потом выбирали лучший, потом деревья вместе с ветеранами и родителями сажали...

"У меня в душе противоречия..."

С. Спасибова: Я сижу здесь как бы едина в трех ролях. Управленца образования, педагога и родительницы. И потому в душе противоречия.

Учителем в школе проработала 15 лет. В этой роли главное было - дать детям знания. А когда их, учеников, у тебя в нескольких классах 100-120 человек, то одного, отдельного ребенка почти и не видишь. Важно, чтобы он все усвоил, важно, чтобы класс написал контрольный срез, сдал экзамен...

А сейчас я ушла из школы и уже как мать вижу, насколько моему ребенку трудно. По одной истории несколько учебников, на дом задают по пять-шесть параграфов...

Г. Шевченко: За один раз? Но этого нельзя делать. У нас в уставе гимназии записано: не больше одного параграфа на дом, если спаренные уроки, то два. И родители это знают, так же, как и дети. А поговорить с учителем вы не хотите?

С. Спасибова. Пока не получается... Просто я как мать стараюсь понять ребенка и не требовать от него невозможного. Здоровье - тоже большая ценность, не только знания. И учителя стараюсь не осуждать, сама на его месте была...

Г. Шевченко: Я вас понимаю. Родитель и учитель оказываются часто в сложных взаимоотношениях. У нас в гимназии есть я, психолог, как посредник между ними. Родитель придет со своей заботой, а я найду, как изложить ее учителю. Втроем мы договоримся. Вы совершенно правы, когда у предметника 120 учеников, увидеть каждого он не может. Но есть вариант - освобожденный классный воспитатель. Пока, насколько я знаю, только в некоторых гимназиях - но это работает. У нас такого просто не может быть, чтобы ребенок на урок не пришел, а "классный" (и через него родители) не знали, где он был в это время. Задача воспитателя также поддерживать комфортный микроклимат в классе для каждого ученика. Помогать детям, которых одноклассники по какой-либо причине отвергают, например. Такие есть в каждом классе. Мы порой для такого ребенка мероприятие проводим, чтобы он блеснул и завоевал любовь ребят...

У классного воспитателя есть время на работу с родителями не только в конфликтных ситуациях. Семью нужно научить помогать ребенку в учебной деятельности, но не нотациями родителям, а объяснением, какова у ребенка познавательная модель, как он легче усваивает материал и т. д.

И здесь выплывает проблема подготовки такого педагога, вообще подготовки учителя, который имеет эти знания. Сейчас в вузах будущих педагогов этому не учат.

Вот еще о чем хочется сказать. Комфортность в любых отношениях - это когда можно обо всем разговаривать. После событий в Москве на Дубровке никто из наших педагогов не смог начать урок, пока не ответил на вопросы детей о своем отношении к происходящему. Мы отменяли уроки и давали ребятам выговориться, иначе нельзя было восстановить их душевное равновесие. А недавно старшеклассники попросили организовать встречу с нашим директором А. Калкаевым. Я под их диктовку записала 90 вопросов на самые разнообразные, в том числе к учебе не имеющие отношение темы. У нас такие встречи регулярны. Когда ребенок в школе и дома чувствует, что его переживания уважают, с ним готовы говорить на равных, он ощущает себя, свою личность ценностью. Это очень важно для того самого духовно-нравственного развития... Записала

«Здоровье - это когда тебя понимают»
Газета «Ставропольская правда»
29 ноября 2002 года