"Позволь мне, Эсмеральда..."
В конце ноября в Ставрополе состоится краевое родительское собрание, на котором вновь, как и год назад, будет обсуждаться проблема нравственного и физического здоровья детей. На этот раз главная тема собрания - роль семьи в воспитании, взаимосвязи родителей, школы и общества в этом процессе.
На ступеньках и вокруг плотным кольцом стоят люди. Их взгляды устремились к приближающейся карете, запряженной парой лошадей. Еще мгновенье - белые дверцы отворились, из кареты вышел мальчик и подал руку маленькой девочке. Все замерли - так это было нежно и красиво: длинное платьице, венок из живых цветов на голове - символ весны и детства...
Это не сон, а реальное событие, запечатленное на видеопленке. "Последний звонок" в ставропольской школе N 42. Видеокассету вместе с директором школы Еленой Петровной Букшей мы просматриваем в звонкой тишине - в школе осенние каникулы, на видео - весна и пары, танцующие вальс... Школа и вся остальная жизнь - с террактами и разными прочими мероприятиями - кажутся разными мирами, противостоящими друг другу. Миры детский и взрослый...
На первый взгляд, предмет нашего разговора несколько иной - здоровьесберегающие технологии. Елена Петровна, однако, уточняет: "Болезни начинаются там, где начинает болеть душа". В этой школе к проблеме здоровья относятся по-чеховски: в человеке все должно быть "здоровье" - и тело, и душа, и мысли. Наша беседа очень естественно началась с путешествия по школе, которую, кстати, я помнила еще с прежних времен - тяжелая входная дверь, железные ряды гардероба... Сейчас все изменилось: появилось окно с цветными витражами, на месте "железа" большой прекрасный аквариум - кстати, элемент здоровьесбережения. Что бы ни происходило с мальчиками и девочками там, в большом мире, но, войдя сюда, они увидят безмятежных рыбок и успокоятся: это их дом. Собственно, все пространство школы использовано для знаковой информации. Длинная рекреакция начальных классов превращена в уютную "улицу" с симпатичными домиками и забором, к которому дети прикрепляют свои объявления. Тут же висят щиты с актуальнейшими правилами дорожного движения. На переменах здесь происходят "динамические паузы" - специальный комплекс физических упражнений. Для старшеклассников устраивают "музыкальные паузы", аэробику, весьма эффективно снимающую проблему школьной гиподинамии - танцуют с удовольствием.
Второй этаж встречает нас трехметровым окном с панорамой огромного школьного стадиона и примыкающего к нему здания краевой детско-спортивной школы олимпийского резерва. Это соседство взаимовыгодно используют обе школы. Два года назад, соединив усилия, они смогли открыть бассейн, который многократно усилил позиции здоровьесбережения. Три спортивных класса (один из них - класс пловцов), шесть секций придают уникальную спортивную специфику школе, которая недавно получила статус учебного заведения с углубленным изучением английского языка и информационных технологий. Впрочем, "спортивность" - давняя традиция, об этом говорят красиво оформленные витрины с призовыми кубками былых и настоящих времен. Но, сохранив традицию, школа сумела придать ей новое содержание. Спорт не ради спортивных достижений любой ценой, а ради укрепления здоровья. Это одна из причин того, что 42-я школа стала краевой экспериментальной площадкой по данной теме. Объект научного исследования здесь - состояние здоровья школьников. Но если спортивные и учебные нагрузки можно определить и дозировать, то как быть с моральными перегрузками, ведь их следствие - поведенческие социальные болезни: курение, наркомания и т. д. "Чтобы здоровьесберегающие технологии, - ответила мне Елена Петровна, - действительно принесли ощутимый результат, мы должны иметь в России единое моральное пространство. Школа пытается сохранить идеалы, без которых воспитание невозможно. Взрослый мир старается их сбросить как обременительный груз, не приносящий прибыли. И дети мечутся между этими силами притяжения - школой и обществом, сознание их раздвоено, какое уж тут здоровье?".
"Последний "безобидный" пример - текст из популярного мюзикла "Нотр Дам", Елена Петровна, преподаватель французского, прочитала ребятам подстрочник оригинала известной арии. Это был трепетный высокопоэтичный текст: "Позволь мне, Эсмеральда, только прикоснуться к твоим одеждам...". У нас же, однако, на каждом углу гремит наотмашь: "Я душу дьяволу отдам за ночь с тобой...".
"А как родители, союзники ли они вам, в деле воспитания и здоровья?", - спросила я директора школы. Елена Петровна покачала головой: "В идеале мы, конечно, союзники, но вот что происходит в реальности... У взрослых убывает душа. И, как следствие, душа убывает у детей. Некоторые из них мыслят вполне откровенно: если у родителей есть деньги, зачем учиться - я и так в институт поступлю. Те, у кого денег нет, тоже не спешат учиться, все равно, дескать, придется идти работать...". Но вообще, сказала Елена Петровна, ответственные родители в природе, конечно, существуют, просто их мало. Красноречивый пример - история прошлогоднего выпускника Андрея Ичева. Все годы его мама жила делами класса и своего сына, и вот результат. Андрей прекрасно закончил школу, он - спортсмен, победитель краевой олимпиады по физике. Три ставропольских вуза (пресытившись, вероятно, своими платными студентами), пригласили Андрея поступать бесплатно и без экзаменов, он выбрал СевКавГТУ.
О здоровье сегодня пишут, здоровье внушают, но если оно все же не становится приоритетом, значит, в обществе господствуют ложные ценности. Между тем пример приоритетного отношения к здоровью народа можно отыскать в ранние годы советской власти, когда родилось массовое спортивное движение. Собственно, лучшие танки, самолеты, мощную индустриальную державу создали здоровые люди, выросшее молодое здоровое поколение. Но постепенно массовый спорт пошел на убыль, и кончилось все массовыми чиновничьими приписками.
Что же сейчас? Как будто началось осознание действительной ценности здоровья, но нужна большая государственная работа. Необходима философия здоровья. Ни чиновники, ни только школа эту проблему не решат. Необходимо вдохновение, если хотите, - мозговой штурм в рамках всей нации. Иначе все будет происходить по несложной схеме. Выйдя из бассейна, оздоровившийся школьник вспомнит аппетитную рекламу, купит пива и закурит...
42-я - дипломант российского конкурса "Школа века". Но даже очень хорошие школы подвержены педагогической закономерности - результат воспитания обнаруживает себя через годы... Видеозапись "последнего звонка" запечатлела далеко не все. За кадром, например, осталось выступление одного известного в городе бизнесмена, бывшего выпускника. "Все, что я здесь увидел, - сказал тогда он, - тронуло меня бесконечно. Я сразу забыл все свои дела, вспомнил детство и далекую школу...". Многое в жизни забывается, и знания - тоже. Но истинный смысл школы в том, чтобы она превратилась в самый светлый миф нашей жизни.
22 ноября 2002 года