06:00, 6 ноября 2002 года

Клинкам пора в ножны

Нас всегда хотели разделить. На красных и белых, правых и левых, тех, кто "за" и кто "против". Нам пытаются доказать, что и завтра, 7 ноября, страна опять разделится на тех, кто примирился и согласен с новой формулировкой праздника и тех, кто будет отмечать бывший день несогласия "низов" с "верхами".

Тогда-то на кайзеровские марки был проведен эксперимент над большой страной, который затянулся почти на век. Спустя этот самый век марки, фунты и евро потекли в обратном направлении, на историческую родину. Большинство населения нашей страны не причастно ни к тому, ни к этому финансовому потоку. Так что мы делим? О чем спор? Мы просто больны борьбой, а в борьбе нет начала и конца, если эта борьба у человека, у страны - внутренняя.

За всякой идеей стоят прежде всего люди. А всем людям (без исключения!) хочется добра, мира и света. Но все мы разные. И в этой непохожести исповедуемые политико-экономические подходы к достижению банального, но такого нужного для всех человеческого счастья, далеко не камень преткновения. Все дело в упорной, устойчивой, возможно даже генетической склонности к нетерпимости по отношению к другим. Contra a priori.

Идея, заложенная в название праздника, светла, миролюбива и излучает доброту. Но, к сожалению, у нас опять ничего не выходит. Мы не научились слушать тех, кто думает по-другому. Мы приглашали варягов на царствование, рубили бороды, учили крепостных крестьян играть на скрипке, расстреливали миллионы соплеменников. У нас каждый ребенок в двух словах может объяснить теорию непротивления злу насилием, но мы - дикие, изысканно дикие. И на вопрос почему так, ответа не найти. Остается развести руками и произнести риторическое: Россия. А нынешний праздник для многих только повод обнажить клинки.

У верблюда два горба, потому что жизнь - борьба. Надоело быть верблюдом. Надоело на все вопросы отвечать риторически. Из века в век, изо дня в день участь борьбы была участью русского народа. Нам не страшен интервент и захватчик. Здесь мы все на ворога, как один. А вот меж собой единства нет. Но разве из века в век еще не опостылело наблюдать за вновь продолжающимся боем, разве не хочется, чтобы сердцу было не тревожно, а спокойно? Да, хочется, но мы, с нашей исторической правдой не можем обойтись без внутреннего противостояния. Как будто кто-то ежечасно нас толкает на это, как будто деструктивное начало, которое и есть в каком-то смысле борьба, для нас лучше и приятней сытого быта старушки-Европы.

Мы хотим как у них, но без драки не можем. Полуголодная, свободолюбивая, непобедимая и запойная наша страна всегда предпочитала стоять во весь рост перед ураганом. Совершенно ясно, что исторические уроки - это не про нашу ментальность и от этого очень странно, что поговорка про грабли появилась у нас, ведь юшка на черенке не успевает высохнуть.

Нынешний праздник - всего лишь формальный повод задуматься, сумеем ли мы найти в себе силы не обнажать клинки нетерпимости. Сумеем ли уйти от милого любому сердцу "в Россию можно только верить...", но не имеющего ничего общего с новыми реалиями. Золотой век с прекрасной лирикой минул, жить по тем лирическим законам - преступно по отношению к будущим поколениям. Настал век прагматизма и мы просто вынуждены отдавать себе в этом отчет.

В борьбе есть сила, есть что-то, что притягивает и завораживает. Но победа в этой борьбе для нас сегодня заключается в другом. Настали те времена, когда верх одерживает мудрый.

«Клинкам пора в ножны»
Газета «Ставропольская правда»
6 ноября 2002 года