06:00, 24 октября 2002 года

Когда женщины не цеплялись за штанину

Надежда НЕСТЕРЕНКО,член президиума краевого совета женщин

Недавно прочитала в "Независимой газете" статью "Требуется порядочный мужчина на роль Альфонса", расстроилась - речь под этим как бы не совсем уместным заголовком идет о серьезном: "Женщины России" не знают, кому подарить свой рейтинг. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) ежемесячно интересуется у россиян, за какую партию, блок они бы проголосовали, если бы в ближайшее воскресенье были парламентские выборы. И методично от четырех до семи процентов опрошенных отвечают: за "Женщин России". В последнем опросе, по свидетельству газеты, таковых было шесть процентов - ровно столько же, сколько у "Союза правых сил".

У нас, политического движения "Женщины России", в Госдуме 1993-1995 гг. была своя фракция. В парламент последующих созывов попасть не удалось. А участие в предстоящих выборах в качестве партии или блока "Женщинам России" просто не светит. Почему - об этом позже. Но очень обидно, что политический потенциал, который набрали женщины с начала перестройки, не может быть использован иначе как "если идти на выборы, то лишь в блоке с какой-либо мужской партией. То есть надо прижиматься к чьей-то штанине", как выразительно пишет "Независимая газета".

А потенциал у нас высокий. И об этом следует вспомнить. Мне как редактору газеты краевого совета женщин "Между нами, женщинами", которая выходила в Ставрополе в 90-е годы, достаточно сделать экскурс в историю женского движения только в нашем крае, чтобы подтвердить для себя и убедить других, что российские женщины отличаются стойкостью, способностью объединяться и проявлять себя силой, с которой невозможно не считаться.

Помню этот гайдаровский поворот к реформам в 1992 году. Словно в секунду сместилась земная ось. Отпустили цены. И они, как взбесившись, стали прыгать ежедневно на неимоверную высоту. Это было оскорбительно. Хотелось есть, но наскрести в кармане можно было разве что на кусок хлеба. Страшней всего было за детей. Молоко, которое в детсадах и больницах заставляли порой пить чуть ли не насильно, стало недоступно. "Женский телеграф" донес: в одном из городов края молодые матери и бабушки вышли на площадь, потребовали главу администрации и набросились на него с кулаками.

Обидно и стыдно было смотреть также на благотворительные обеды для стариков, которые проходили под репортерские фотовспышки и глаза телевизионных камер. Никто из нас, доверчивых, не думал, что так круто, так неожиданно повернется наша жизнь. Все стали заложниками политики, результаты которой не просчитывались. Многие мужчины оказались слабыми перед лицом испытаний, растерялись, перестали быть опорой для семей. Кто из нас не видел просиживающих на лавочках 35-50-летних "красавцев", потерявших работу, впавших в безнадегу и спивающихся на ворованные у жен или мате-рей часто последние рубли.

Словно в утешение им появились реки дешевой подпольной водки - в Россию завезли столько синтетического спирта из западных стран, что, как выразился один таможенник, им можно было залить все ущелья Северного Кавказа.

Что оставалось в этих условиях женщинам? Терпеть, крепиться, запрягаться в любую работу, становиться активными и помогать друг другу, чтобы выжить и "вытянуть" детей.

Неформальное объединение женщин у нас в крае, да и в соседних регионах началось с трагических конфликтов 1991 года.

Однажды январской ночью были подняты по тревоге военнослужащие запаса в Ставропольском и Краснодарском краях, Ростовской области - их отправляли в Закавказье "наводить порядок". А наутро на улицы городов и сел вышли на митинги протеста женщины. Своей неожиданной самоотверженной сплоченностью они остановили опасный шаг властей, не дали осложнить обстановку, извлекли "лишние дрова", которые могли оказаться в загоревшемся костре межнациональных распрей.

Мы и сами были удивлены тогда нашей силой - силой сплоченности во имя разума и мира. И нам было не страшно - вместе.

И как ответная волна в Ставрополь в те дни докатилась весть из Баку. Там оказались заблокированными русские парни, военно-служащие внутренних войск - под открытым небом, без воды, без питания, в ограждении танков и бронемашин. И эту блокаду прорывали азербайджанские женщины, пробиравшиеся между колесами и танковыми гусеницами, чтобы принести русским солдатам воду и хлеб. Они рисковали быть убитыми националистами, но это их не останавливало. Тысячи и тысячи женщин объединялись во имя мира и созидания. Так происходило от Москвы до самых до окраин.

В Ставрополе бывшая учительница, пенсионерка Т. Мундеренко - еще только вспыхивали первые "горячие точки" - собрала вокруг себя солдатских матерей, протестующих против участия армии в политических конфликтах, против беспорядков и "дедовщины" в армии. Прошло уже более десяти лет, а Татьяна Георгиевна, председатель краевого комитета солдатских матерей и семей военнослужащих, продолжает принимать на сердце боль матерей, чьи сыновья, участвуют в боевых действиях, погибли, ранены или попали в армейские переплеты. Она посещает воинские части и госпитали, собирает гуманитарную помощь и доставляет ее нуждающимся. С комитетом солдатских матерей очень считаются и правительство края, и крупные военные чины.

Время выдвинуло и других женщин - лидеров. Чтобы решать общие проблемы, чтоб не пропасть поодиночке, создали свои союзы женщины-предприниматели, женщины-фермеры. Появились на свет ассоциации многодетных семей и другие женские организации.

В 1992 году краевой совет женщин провел в Солнечнодольске первый слет женщин-предпринимателей. Слет прошел под знаком энтузиазма. Но энтузиазм, к сожалению, не оправдался. Налоговая и кредитная политика, инфляция и масса других экономических причин оказались против малого бизнеса, и уже через два года очередной форум женщин-предпринимателей, который проводился в Ставрополе, не смог собрать почти никого из первых участников - большинство их разорились и разуверились в правильности проводимой экономической политики. Участвовали во втором совещании женщины-предприниматели, сумевшие воспользоваться другими стартовыми возможностями, но и они выживали с трудом. И, чтобы поддержать друг друга, они объединились в союз женщин-предпринимателей.

Объединения многодетных тоже возникали самостийно из необходимости выжить за счет взаимоподдержки. Первая ассоциация многодетных семей родилась в Невинномысске. И это было не случайно: еще в советское время город объявил своим приоритетом семейную политику и имел потенциал необычайно активных людей, всегда готовых стать на защиту интересов семьи. В лидерах многодетных в этом городе с началом перестройки оказалась мать четверых детей Нина Шалагина. Ассоциация многодетных отвоевала тогда у городских властей магазин, ателье, парикмахерскую - эти предприятия помогали попавшим в нужду многодетным. На базе ассоциации многодетных семей Невинномысска был создан российский методический центр для аналогичных объединений. В Ставрополе также заявил о себе союз многодетных, который возглавила Лариса Чайка. В начале перестройки ей удалось открыть швейное производство, создать рабочие места.

Все эти новые организации тяготели к краевому совету женщин, входившему ранее в Комитет советских женщин, а с распадом СССР - в Союз женщин России. Около пятнадцати лет краевой совет женщин возглавляла Раиса Базикова, в советское время прошедшая хорошую школу управленческой работы, в том числе и на посту заместителя председателя крайисполкома.

Усилившись сотрудничеством с новыми женскими организациями, краевой совет женщин выдвинул своих представителей в структуры власти. Так, депутатом в краевую Думу была проведена Татьяна Габитова, которая несколько лет проработала там председателем комитета по социальным вопросам.

На выборах в Государственную Думу Федерального собрания первого созыва краевым женсоветом было поддержано политическое движение "Женщины России". Победа на выборах дала А. Федуловой кресло заместителя председателя в российском парламенте, Е. Лаховой - лидерство в думской фракции "Женщины России", а ставропольские женщины провели в Госдуму России своего депутата - Валентину Кожухову.

В те годы возникла идея учредить газету краевого совета женщин - благо новый закон о печати упростил процедуру регистрации, и нашлось 10 тысяч рублей на начало издания. Газета с названием "Между нами, женщинами" просуществовала до конца 1996 года.

Женщины добились и своего представительства в администрации края, где был создан комитет по делам женщин, семьи и демографической политики, который возглавляла Раиса Гударенко.

Это были самые заметные женские организации, которые участвовали в политическом движении "Женщины России". В городах и райцентрах края создавались организации женщин - казачек, женщин-пограничниц и другие. И все они объединялись вокруг женских советов, созданных еще в начале советских времен и уцелевших по сей день. Уцелевших, потому что, как оказалось, они нужны нашим женщинам.

«Когда женщины не цеплялись за штанину»
Газета «Ставропольская правда»
24 октября 2002 года