06:00, 16 октября 2002 года

И слово было - Бог...

Студентом третьего курса Ленинградского института театра и кино он поставил "Гамлета", где сам же и сыграл заглавную роль. Конечно, это был всего лишь учебный спектакль, но делался вполне по-настоящему, там, между прочим, даже участвовала ставшая потом знаменитой, а тогда еще просто сокурсница Марина Неелова...

До сих пор Владимира Гурьева, ныне заслуженного артиста России, удивляет в себе самом эта ничем внешне не объяснимая тяга обыкновенного деревенского пацана из Пензенской глухомани к искусству, к сцене, к слову и лицедейству.

- Где я там мог что-то постичь и понять?! Я театр-то видел один раз в жизни, когда он чудом заехал к нам в село...

Что ж, может, того чуда хватило ему на всю жизнь, недаром же детские впечатления считаются самыми яркими. А если еще подкрепить их реальными поступками, то и вовсе незабываемыми. Владимир Владимирович с присущим ему чувством юмора в картинках рисует эпизод из детства: его как артиста художественной самодеятельности чуть ли не на руках несут среди деревенской раскисшей от весенней грязи улицы на ферму, чтобы доставить "при параде" на концерт по случаю какого-то праздника, а там рано постаревшие от послевоенного вдовства доярки с нарумяненными свеклой щеками (вот и вся косметика!) уже ждут. "Артиста" ставят на флягу из-под молока, он старательно, "с выражением" читает им басню Крылова. Успех был безоговорочный и полный... Кстати, сейчас в родном селе В. Гурьева, в школе, где он учился, есть страничка о нем в тамошнем музее. Земляки гордятся им, помнят, приглашают в гости.

С тех давних пор Слово стало неизменным спутником его жизни. Именно слово в первую очередь. Так артист представляет свое воплощение в очередной образ - через слово, наряду со сценографией, гримом и проч., но все это уже - инструментарий, это - потом. Чуткое от природы ухо для него как камертон бытия. Искренность - в звуке. Но и фальшь тоже! Для него, человека не религиозного, но духовно отнюдь не пустого, библейское "в начале было Слово" - по сути, девиз всей жизни. И слово было - Бог. Его бог - слово... С этим он уже выходил на сцену не куда-нибудь, а на сцену Кремлевского Дворца съездов: на концерте в честь 20-летия Победы балтийский матрос Гурьев, победитель всеармейского конкурса чтецов, с одобрения самой Е. Фурцевой (министр культуры СССР, железная леди культуры!) читал свои (!) стихи - "Разговор с Маяковским". Но, конечно, не в Фурцевой дело. Судьба. Предназначение. Выбор - и вполне осознанный, ведь в ЛГИТМиК пошел не школьником, а после четырех лет на флоте.

Тридцать лет он отдал одному - главному в своей жизни - театру. Среди его героев в Ставропольском театре драмы им. М. Ю. Лермонтова кого только не было за эти десятилетия. Купцы и рабочие, врачи и солдаты, герцоги и адвокаты... Далеко не всегда роль "ложится" к сердцу, но зритель этого знать не должен, он пришел увидеть и услышать. Как вспоминает Владимир Владимирович, довелось побывать и политруком, и лордом... Имея в виду такие особенно важные для себя роли, как политрук в спектакле "В списках не значился" и граф Кавершем в "Идеальном муже". Диапазон образов, по-моему, говорит сам за себя. Все они, по признанию актера, дороги ему, но все же военно-патриотическую тему он ставит особняком. В ней - особый смысл для всего нашего народа, и для его поколения в частности, они - дети фронтовиков Великой Отечественной.

- Там такая великая правда, там нечто святое, - говорит артист, словно вновь переживая чувства своего давнего героя. - Даже в отношении актеров именно к этому спектаклю незримо присутствовала трепетная искренность, в этом спектакле просто нельзя было играть плохо, в полсилы!

А лорд стал ему ценен как характер: такой, который интересно лепить из кусочков фраз, жестов, вздохов даже. Было профессионально увлекательно изобразить этого консерватора до мозга костей, не признающего никакой свежинки, насмерть стоящего за привычные правила и условия бытия - удобные, впрочем, таким, как он! Гурьев вообще чрезвычайно наблюдателен в жизни, и каждый новый его персонаж обязательно обретает сугубо индивидуальные "внешние данные", "обрастает" очень точными и броскими деталями. Достаточно вспомнить его замечательно колоритного помощника министра из "Люкса", показанного в прошлом сезоне на малой сцене "Театр в фойе". Называясь "малой", эта сцена предъявляет куда более высокие требования к актеру в плане подлинности и профессионализма. Когда зритель - буквально в двух шагах от несуществующей там рампы, от него не скроешь ничего, ты весь как на ладони или, если угодно, как под увеличительным стеклом микроскопа... Ансамбль этого спектакля успешно справился со своими задачами в значительной степени благодаря и работе в нем В. Гурьева.

Режиссерские опыты собственных студенческих лет не пропали даром. Гурьев давно, много и успешно работает с любящими театр студентами ставропольских вузов. Сегодня большую часть времени и сил отдает своему детищу - студенческому театру-студии "Слово", действующему при городском Дворце детского творчества. Вот уже девять лет, как появилось "Слово", за эти годы здесь буквально выросло несколько поколений молодых талантов, и не само по себе выросло, разумеется, а выпестовано Гурьевым. Хотя на вопрос, кем он больше себя считает - режиссером или педагогом? - Владимир Владимирович отвечает:

- Товарищем! У нас отношения единомышленников, ни возраст, ни звания тут ни при чем... Ребята мне доверяют многое именно как старшему другу.

Заметьте: он и свой театр назвал - "Слово", как бы подчеркивая непреходящую первичность мысли, содержания, а не "игры вообще". Да, ребята приходят в студию сначала прежде всего самовыразиться, реализовать себя, но потом этот процесс перетекает в ненавязанное, а осмысленно-необходимое обучение - не только азам театрального искусства (не будем забывать,что это студия!), но и - жизни... Например, Гурьев учит их тому человечному, не пафосному и не квасному патриотизму, который сам впитал в детстве еще из отцовских военных воспоминаний. Он учит их думать. И о себе самих, и о своей Родине. О лучшем и худшем в ней и в нас. Почти невероятно: в наше время телебоевиков и сериалов студийцы ставят спектакль о Михаиле Лермонтове, где звучат глубочайшие по своей философичности стихи, а также документы и письма той эпохи. И зал, заполненный в основном тинейджерами, слушает! После спектакля один такой продвинутый современный подросток выразился в духе времени:

- Ого, а я и не знал, что Лермонтов у нас в Ставрополе тусовался!.. А дуэль - это вообще круто! - сказано с явным одобрением и даже каким-то почтением. Режиссера порадовало уже хотя бы то, что парень узнал для себя нечто новое, глядишь, дозреет и до чтения лермонтовской поэзии.

Это их публика. Сложная, прямо скажем. Телевидением воспитанная в известном смысле. Но если они идут на очередную премьеру "Слова" (а постоянных зрителей у студии насчитывается несколько тысяч), значит, им это интересно. А сделать это еще и познавательно-полезным - забота режиссера и его студийцев.

Кстати, из числа последних кое-кто сделал театр профессиональным выбором. Уже работает в Московском театре им. Маяковского Андрей Андреев. Учится в институте культуры Юля Зацепилина. В этом же направлении хотят строить свою жизнь Аня Шляхова и Лия Олещенко. Но не это - главная задача "Слова", важнее привлечь молодежь вообще к искусству, к миру духовному, мыслящему. А студия остается самодеятельной, ежегодно приходят новые мальчики и девочки, но и старшие не уходят, взрослея. Им остается близок и дорог этот мир Слова, мир культуры - необъятный, притягательный, дающий силы жить. Сегодня ребята репетируют новую пьесу - "След Архимеда" В. Романенко, где им предстоит через этот в чем-то ходячий образ гениального изобретателя провести идею о вечном, по сути, столкновении "разума и мускул": что же все-таки важнее? Сколько веков отделяют нас от Архимеда, а мир все бьется над этим вопросом...

Как и у каждого думающего актера, есть у Гурьева целый пласт пока еще несыгранного, но желанного. Вот если б нашелся режиссер, чтобы поставить Достоевского, например. "Попотеть бы стоило! Это такое наглядное пособие по порокам человеческим, кои расцвели и нынче пышным цветом!", - говорит Владимир Владимирович. Не расстается он и с любимым жанром художественного чтения. Сейчас в сотрудничестве с краевой филармонией готовит цикл литературных встреч со старшеклассниками (и твердо верит, что прежний массовый интерес к Слову обязательно возродится!). А его многолетнюю работу в качестве постановщика спектаклей на краевом радио, думаю, и представлять не надо. Более 20 постановок, и каждая - явление, в том числе и самая последняя - по "Казакам" Л. Толстого, сделанная к 225-летию Ставрополя. За цикл сценариев для этих спектаклей В. Гурьев был удостоен премии им. Г. Лопатина краевой журналистской организации. Еще он успевает вести уроки актерского мастерства на факультете искусств в университете. И там же, в СГУ, ведет СТЭМ, где также верен прекрасной русской классике - Чехов, Крылов... И... остается заядлым дачником, сохраняя любовь к земле в таком вот с детства близком "земледельческом" виде. Недавно женил сына, теперь можно и внуков ждать. Но назвать Владимира Гурьева дедом как-то не поворачивается язык. Столько в нем энергии, молодого нерастраченного задора, что впору завидовать юношам.

Слово стало для него смыслом жизни. Не просто звуком, сотрясением воздуха. А божественным выражением сути. Способом изучения нашего далеко не совершенного мира. И мощным оружием преображения этого мира. По капельке. День за днем...

«И слово было - Бог...»
Газета «Ставропольская правда»
16 октября 2002 года