06:00, 15 октября 2002 года

Разделись и властвуй!

Как мы уже сообщали, неделю назад в Минеральных Водах в открытую столкнулись государственная и муниципальная ветви власти. Основываясь на постановлении федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа, Минераловодский совет установил в главном административном здании города и района пропускной режим. Главе и сотрудникам территориальной государственной администрации СК пропуска не выдали, а их кабинеты опечатали. И вот снова - две позиции, а также официальная позиция краевой власти.

считает глава территориальной госадминистрации В. Зеленский.

- Где и в каких условиях сейчас работает территориальная госадминистрация?

- Мы вынуждены были разместиться в здании районного управления сельского хозяйства, которое безоговорочно принадлежит государству. Но оно и без нас было полностью занято. Поэтому 15 сотрудников госадминистрации сидят в одном кабинете. Нет ничего: ни имущества, ни оборудования - все заблокировано. А ведь уже идет важнейшая государственная кампания - перепись населения. Мой первый заместитель П. Батищев является председателем комиссии по подготовке и проведению переписи. Спрашивается: каким образом управлять всем этим процессом? Не думаю, что альтернативный штаб, который создали муниципалы, задним числом все оформив, справится с поставленной задачей.

- Говорят, Минераловодский Совет сейчас забирает в муниципальную собственность все спорные объекты: школы, больницы, клубы...

- Идет дальнейшая экспансия, давление на госучреждения. Но пока никто ничего не передавал. Поскольку в решении арбитражного суда нет записи с требованием передать имущество, то должны поступить соответствующие распоряжения из правительства края. А пока их нет, все попытки завладеть государственным имуществом незаконны. Так, глава МТМО М. Чукавин уволил начальника службы заказчика по ЖКХ - государственного унитарного предприятия, которое никто не передавал и не собирается передавать в муниципальную собственность. А самое главное: присвоение имущества вовсе не предполагает присвоение полномочий.

- Вот это, кстати, самое непонятное в нынешней ситуации: кто будет руководить тем же образованием, здравоохранением?..

- Нормальный порядок таков: сначала дают полномочия, а затем определяют, какое имущество необходимо для их исполнения. Минераловодский Совет и администрация муниципалитета действуют наоборот: захватывают собственность и требуют под нее полномочия. Однако "здание" - это одно, а "в здании" - совсем другое. Учебно-воспитательный и лечебный процессы как были, так и остаются в исключительном ведении государства. Передать госфункции муниципалитету может только руководитель субъекта Федерации. А губернатор Ставропольского края, насколько мне известно, этого делать не собирается.

- Каковы будут ответные действия территориальной госадминистрации и правительства края?

- Территориальная госадминистрация как была, так и останется, поскольку она существует на совершенно законных основаниях. В законе о губернаторе Ставропольского края четко указано, что он имеет право на территории субъекта Федерации создавать любые государственные структуры в любом населенном пункте.

Что касается спорного имущества, то сейчас в правительстве края активно готовят документы в Высший арбитражный суд. Кроме того, ни для кого не секрет, что на ноябрь намечено рассмотрение проекта закона о разграничении полномочий между государственными и муниципальными органами. Уверен, что некоторых зарвавшихся деятелей скоро поставят на место.

говорит заместитель главы администрации г. Минеральные Воды и Минераловодского района Л. Бодня, обосновывая позицию муниципальных властей.

- Поскольку ваши оппоненты из государственной администрации по-прежнему утверждают, что Минераловодский совет поступает противоправно, придется, видимо, с этого и начать. Не смущает ли вас, что в решении окружного арбитражного суда действительно отсутствует прямое указание государственным структурам передать имущество муниципалитету?

- Нисколько. Напротив, такое указание было бы грубой юридической ошибкой, а с точки зрения здравого смысла - полнейшей нелепостью. Окружной суд утвердил решение суда первой инстанции. А тот, за небольшим исключением, признал правомочным решение Минераловодского Совета от 17 сентября 2001 года, в котором четко сказано: "Принять в муниципальную собственность Минераловодского территориального муниципального образования предприятия и учреждения государственной собственности Ставропольского края, находящиеся в ведении Минераловодской государственной администрации". И далее следует перечень, из которого министерство имущественных отношений СК отсудило лишь пять объектов. О каких еще указаниях свыше тут может идти речь? Ставропольский край - часть Российской Федерации, а значит, исполнение решения федерального суда здесь обязательно для каждого. Впрочем, в министерстве имущественных отношений это прекрасно понимают. Так, в письме от четвертого октября заместитель министра И. Карлова пишет: "... Совет обязан исключить 5 объектов из реестра муниципальной собственности.

По остальным объектам муниципальное образование с 12.09.2002 года вправе осуществлять полномочия собственника, в том числе и устранение препятствий в осуществлении своих прав".

- Так-то оно так, но далее в этом письме сказано, что заставить работников госадминистрации освободить служебные помещения можно лишь на основании исполнительного листа, выданного судом. Почему вы пошли иным путем?

- У нас нет времени. Ждать исполнительный лист из арбитражного суда пришлось бы еще не один месяц. А ведь в октябре территория обязана представить проект бюджета на 2003 год. Утверждая в судебном порядке свое заведомо очевидное право, мы рисковали оставить без бюджетного финансирования многие школы, больницы, клубы и библиотеки. Поэтому Минераловодский совет воспользовался правом "осуществлять полномочия собственника" и ввел в своем административном здании пропускной режим.

- А как же насчет чинимых препятствий в осуществлении сотрудниками госадминистрации своих должностных полномочий?.. Ведь в опечатанных кабинетах остались все документы, в том числе и секретные, оргтехника. Наконец, личные вещи...

- Да совет не только не препятствует, а наоборот - уговаривает и даже требует от сотрудников госадминистрации, чтобы они пришли и забрали все свои документы и вещи. В любое время любому из них комиссия откроет кабинет и даже поможет собраться. Но в ответ тишина...

- Помимо здания администрации, насколько мне известно, муниципалитету по суду должны отойти еще 29 объектов и пять комитетов и отделов госадминистрации. Ваши оппоненты утверждают, что ни один из них до сих пор не передан в муниципальную собственность...

- Это правда. Вот только представляют ее в искаженном виде. У меня на столе лежат учредительные документы почти всех средних образовательных учреждений, клубов, центральной районной больницы, в состав которой входят все сельские медицинские учреждения, городского родильного дома и так далее. Они говорят о реорганизации и переходе права собственности на каждый из этих объектов от государства к муниципалитету. Остановка за малым - подписью их учредителей: комитета по управлению муниципальным имуществом, муниципальных комитета по культуре и управления образования. И тут вдруг появилось неожиданное препятствие: налоговая инспекция отказалась внести эти комитеты и управление в единый госреестр юридических лиц, а, следовательно, они не могут стать учредителями. Насколько абсурдна эта ситуация, можете судить хотя бы по такому факту: комитет по управлению муниципальным имуществом уже более года состоит на учете в налоговой инспекции именно как юридическое лицо. Обосновывают свое решение налоговики тем, что в уставе территориального муниципального образования сказано, что юридическими лицами являются совет, администрация и иные органы муниципалитета. Но эти "иные органы" не расшифрованы (?!). Насколько мне известно, совет собирается пойти на уступку и внести изменение в устав, дописав после "иные органы" в скобках (комитеты, управления). Думаю, в ближайшие дни эту формальность уладят, и тогда никаких проблем с переходом права собственности на эти объекты не будет.

- Так уж и не будет? А я слышал, что некоторые руководители артачатся. Например, начальник службы заказчика по ЖКХ В. Синтюрин.

- На этот случай есть Трудовой кодекс. Его 75 статья гласит, что при смене права собственности новый собственник в течение трех месяцев имеет право расторгнуть трудовой договор с руководителем предприятия, его заместителем и главным бухгалтером. Именно так, в соответствии с законом, был решен вопрос о замене руководителя в преобразованной в муниципальную службе заказчика по ЖКХ. Возможно, где-то еще придется прибегнуть к жестким мерам. Но повторяю: такое право предусмотрено законом Российской Федерации.

Правда, есть еще одно небольшое препятствие: руководители комитета по культуре и отдела образования гостерадминистрации заперли в сейфах и отказываются выдавать трудовые книжки сотрудников учреждений, которые переходят в муниципальную собственность. По этому поводу мы неоднократно обращались в Минераловодскую межрайонную прокуратуру, в том числе и письменно, однако до сих пор не получили никакого ответа.

- И последний вопрос: полномочия. Получит ли их муниципалитет при переходе, допустим, школ в муниципальную собственность?

- Прежде всего надо четко уяснить: в муниципальную собственность переходит не просто какое-то здание, а в целом юридическое лицо со всем своим имуществом, вплоть до канцелярских скрепок. Все его финансирование, включая зарплату сотрудникам, отныне будет идти через муниципальный бюджет. Кроме того, статья 31 закона об образовании четко говорит о праве муниципалитетов создавать органы управления дошкольными, школьными и средними специальными учреждениями. Разумеется, при этом должны соблюдаться государственные образовательные стандарты.

Да и вообще мы вовсе не собираемся противопоставлять муниципальные органы управления региональным государственным. Например, на документах, касающихся местного здравоохранения, в том числе назначения руководителя, обязательно должна быть подпись министра здравоохранения края - что он согласен с решением главы муниципалитета.

В соответствии с решением суда нынешние отделы образования, социальной защиты, комитеты по культуре, по управлению госимуществом, по физической культуре и спорту территориальной госадминистрации перейдут со всем своим имуществом в собственность муниципалитета. Разумеется, губернатор вправе создать новые аналогичные отделы и комитеты при гостерадминистрации. Только по-хозяйски ли это, если в городе и районе нет ни одного государственного учреждения культуры и всего четыре школы, из которых три - бывшие железнодорожные?

В общем, Минераловодский Совет и администрация города и района надеются, что здравый смысл восторжествует и избранная народом власть сможет плодотворно работать на благо всех жителей Минераловодского территориального муниципального образования.

«Разделись и властвуй!»
Газета «Ставропольская правда»
15 октября 2002 года