Эксперты припадают к ногам
Что вы можете сказать о той обуви, которую носите? Подавляющее большинство людей, имея достаток средний и ниже, ответом на этот вопрос попросту облегчит душу. Ибо высказать все, что накипело, хочется давно.
Члены краевой межведомственной комиссии по защите прав потребителей, возглавляет которую первый зампредседателя правительства края - министр экономического развития и торговли Валерий Гаевский, внесли означенный вопрос в повестку дня октябрьского заседания. Выводы ошеломили даже бывалых правозащитников потребительского рынка.ри проверке обуви, реализуемой на Ставрополье, краевое управление гос-инспекции по торговле было вынуждено забраковать 80-90% инспектируемого товара. За 9 месяцев отдел государственного контроля и надзора Ставропольского центра стандартизации выявил нарушения на трех краевых предприятиях, изготавливающих обувь, а также в тринадцати предприятиях торговли. Прилавки края буквально наводнила низкокачественная обувь, с откровенным производственным браком, без сертификатов соответствия и необходимой информации для покупателя. В этот список с вошла китайская, тайваньская, южнокорейская, турецкая обувь, а также московский товар, выполненный якобы по зарубежным технологиям. Нарушение гигиенических требований, формоустойчивости, несоблюдение требований стандарта - вот далеко не полный перечень фактов, с которыми столкнулись проверяющие.
Экспертам, конечно, легче. Они своим "наметанным" взглядом легко распознают изъяны обуви. А что делать покупателю? Он, как правило, смотрит исключительно на цену и внешний вид обуви. Чаще всего получается, что оба этих критерия обманчивы. Обулся в новенькое, поносил неделю- две, а там, глядишь, задник перекосился, подошва отклеилась, краситель осыпался или, того хуже, сломался каблук. Этим летом, как фиксирует статистика потребительского рынка, переломы каблуков в летней женской обуви достигли масштабов эпидемии. Да и вообще прислушайтесь к цифре: еженедельно в одну только торгинспекцию с жалобами на обувь обращаются 5-10 "потерпевших".
Закон "О защите прав потребителей" позволяет обманутому в ожиданиях покупателю требовать возмещения своих убытков или же обмена товара на аналогичный небракованный. Но зачастую продавцы навязывают своим клиентам ремонт бракованных изделий, исключая все другие варианты "сатисфакции". Если же ущемленный покупатель вознамерится отдать злополучную покупку на экспертизу, то развитие событий может быть самым непредсказуемым. Мало того, что экспертиза - отнюдь не бесплатная процедура, так это еще и не истина в последней инстанции. Вы, к примеру, отнесли порванный туфель в бюро товарных экспертиз и получили там заключение о том, что его недолгожительство связано с технологическим браком в процессе производства. Предприниматель же, увидев справку-заключение, несет тот же туфель в центр стандартизации и торгово-промышленную палату, и там ему пишут, что повреждение обуви наступило из-за ненадлежащей эксплуатации. Чья экспертиза правильнее?
Случаев "войны экспертиз" так много, что члены краевой комиссии по защите прав потребителей решили следующее свое заседание посвятить именно этой проблеме. Тем более что, как напомнил руководитель Ставропольского территориального управления МАП Владимир Рохмистров, повторная экспертиза может быть проведена только по требованию суда. Потому организации, занимающиеся экспертизой товаров, не должны тягаться друг с другом в профессионализме и провоцировать хаос в отношениях покупателя и продавца.
Промышленная группа товаров по степени забраковок уже приблизилась к продовольственной. При этом именно обувь составляет наибольшую долю брака. Председатель краевой комиссии по защите прав потребителей В. Гаевский предложил провести в ноябре декаду усиленного контроля за качеством обувной продукции. Контрольные службы уже начали готовиться к этой "спецоперации".
Вообще же потребителям нелишне самим внимательно прочитать закон о защите их прав, потому что ничто так не может защитить нас в рыночной среде, как правовые знания. Требовать за нас информацию о качестве и изготовителе товара никто не будет. И если мы, сделав покупку, позабыли взять товарный или кассовый чек, никакая контролирующая служба уже не в силах будет отстоять нашу правоту.
12 октября 2002 года