Верхушка айсберга
Вчера состоялось первое заседание общественного совета при уполномоченном по правам человека в Ставропольском крае. Как уже сообщала "Ставрополка", сам Уполномоченный в лице Алексея Селюкова приступил к работе совсем недавно, но жизнь времени на раскачку ему не дала. Алексей Иванович признался, что и сам не ожидал такого старта - всего за месяц уже зарегистрировано более полутора сотен письменных жалоб. И это в очередной раз подтверждает актуальность появления такого института в нашем крае.
Первое заседание внушило оптимизм уже своим весьма солидным составом совета. Причем, не только количественным (35 человек), но и персональным: в него вошли многие известные руководители краевых организаций и ведомств, связанных с защитой прав граждан либо, работающих в зонах повышенного риска, известные юристы, правозащитники, политики, руководители и журналисты всех ведущих краевых средств массовой информации, а также общественных организаций.
Уполномоченный сразу взял "быка за рога" и в повестку первого заседания совета вынес тему о соблюдении прав человека сотрудниками ГУВД. О чем, не смотря на свой праздник - 200-летие МВД - и предоставлял в течение получаса информацию замначальника этого управления по воспитательной работе Павел Лихоман. Как и положено по долгу службы, посетовав на безденежье и прочие трудности милицейской жизни, (с чем, кстати, все присутствующие согласились), он признал, что права граждан его подчиненные нарушают сплошь и рядом. Коррупция, неправомерные задержания, применение насилия при "выбивании" показаний, произвол сотрудников ГАИ и многое, многое другое, ставшее, увы, обыденностью нашей жизни, подкреплялось просто вопиющими примерами. Приводить их не буду - и так ими пестрят все СМИ. Но одна цифра буквально шокировала - за первые шесть месяцев этого года зафиксировано более тысячи случаев, когда сотрудники милиции, узнав о правонарушении, не предпринимали никаких мер.
Да, неукомплектованы штаты из-за низкой зарплаты, не хватает транспорта и даже денег на бензин для него. Но это далеко не все объясняет. Например, в ОВД Октябрьского района Ставрополя по телефонному звонку группа выехала на место происшествия, зафиксировала кражу магнитолы из салона автомобиля, приняла заявление от пострадавшего, но потом просто зафиксировала, что звонок, якобы, оказался ложным. А чему удивляться, если к этому подталкивает сама система оценки труда милиции: чем меньше зафиксированных правонарушений, тем, вроде как, лучше она работает. Хотя при этом все без исключения понимают, что нет более благодатной почвы для роста преступности, чем безнаказанность.
Лично мне понравился общий настрой членов общественного совета, заданный самим А. Селюковым, направленный, прежде всего, на поиски путей решения проблем, а не на поиски виновных. В частности, прозвучало предложение выйти в правительство и госдуму края с предложением финансировать из бюджета содержание всех четырех медвытрезвителей, поскольку до тех пор, пока они будут существовать на принципах хозрасчета, для их сотрудников главным критерием отбора "клиентов" останется не степень опьянения, а уровень платежеспособности.
Что же касается массы других проблем, о которых шла речь на заседании, то появилась пусть и слабая, но надежда хотя бы на частичное их разрешение. Тем более, что большинство собравшихся почувствовали искренность намерений руководителей ГУВД СК искоренить злоупотребления властью сотрудниками милиции. Да, собственно-то и выхода у нас другого нет. Ведь все согласились с А. Селюковым, назвавшим 64 уголовных дела, возбужденные против милиционеров прокуратурой края с начала года, только верхушкой айсберга. Если не остановим мы все его сообща - рано или поздно он нас просто раздавит.
21 сентября 2002 года