06:00, 13 сентября 2002 года

Ты что, самая умная?

Присутствие у некоторых представительниц слабого пола ума при параллельном наличии "ножек", "глазок" и прочих дамских ценностей даже в слегка уже продвинутом в гендерном отношении российском обществе воспринимается порой как роскошь, а то и дефект природы. Вспомните хотя бы странную (для женщин), хотя и вполне типичную (для мужчин) реакцию Гоши из народного фильма "Москва слезам не верит", когда он узнал о том, что его любимая женщина - директор крупного завода. Ой, что там было! Героиня плакала и как бы оправдывалась за бесчисленные ночи, проведенные за учебниками, а друзья героя всячески ей доказывали, что он тоже не лыком шит... хотя и не директор. А вы не замечали, что такое "горе от ума", как это, в общем-то, ни парадоксально, и в реальной жизни частенько случается с его обладательницами?

Соню "угораздило" родиться в профессорско-математической семье, да еще и в результате "естественного отбора" по внешним данным она даже с натяжкой не тянула на сорт красивых. Так что оставалось оправдывать свое имя (назвали в честь Софьи Ковалевской) и не позорить семью, входным билетом в которую являлась хоть какая-нибудь ученая степень. Поскольку в ту пору это была не только уважаемая, но и в социально-материальном смысле весьма подкрепленная категория сограждан, до поры до времени никаких опасений за будущее своего чада родители не испытывали - для профессорской дочки жених найдется.

Но перестройка внесла сумятицу в привыкшие мыслить преимущественно математическими формулами умы ее родителей. Отец принципиально не захотел мириться со своеобразным слиянием рыночных отношений с наукой и на этой почве ушел из института, должность матери вдруг приглянулась новому декану для его о-очень хорошей знакомой. Остатки прежней роскоши таяли на глазах, идти пожилым родителям торговать жвачками как-то не пристало, и Соня поняла, что теперь благополучие семьи в основном зависит не только от ее кропотливо взращенного ума, а прежде всего от его правильного применения.

Каким-то чудом удалось устроиться через старого знакомого в надежную фирму, и благодарная Соня в надежде, что руководство ее рано или поздно заметит и оценит, всевозможными дельными и свежими предложениями доказывала свою нужность и компетентность. И понадобилось не так уж мало времени, чтобы она наконец-то поняла: ее незаурядный ум, конечно, оценили, да и не могли не оценить, поскольку он приносил компании вполне реальные дивиденды; ее, возможно, уважают, но продвигать точно не собираются. Решить этот вопрос "красиво" не хватало внешних данных, а партнера-женщину не приглашали, да и пригласить не могли туда, где частенько и решаются глобальные проблемы, как-то: рыбалка, охота, сауна, мужская пирушка в ресторане и т.п.

То есть причина вполне банальная - все вышестоящие должности в ее конторе традиционно мужские, и кто же из них уступит или хотя бы честно самому себе признается, что она, Соня, оказалась куда умнее и одареннее? Получив первый урок и квалифицировав его как неудачное стечение обстоятельств, она гордо ушла. И, кстати, на новом рабочем месте очень скоро продвинулась. Правда, со стороны рядовых коллег не испытывая особой симпатии и часто видя в их глазах и действиях презрительное: ты что, самая умная? На что словом и делом пыталась доказать - да и еще раз да! И, как ей казалось, начальник ценил ее старания, во всяком случае, часто хвалил, почти всегда приглашал для совета. Какое-то время она простодушно и с энтузиазмом излагала свои ценные мысли, пока не прозрела: он благополучно присваивал себе авторство практически всех ее идей уже за столом у вышестоящего руководства. Этот урок тоже был обидным, но теперь квалифицировался ею не как стечение обстоятельств, а как печальная закономерность.

Если работу можно позволить себе менять до бесконечности, то вот с личной жизнью так не побросаешься. Тем более когда и тут ум сыграл с Соней злую шутку. У одноклассниц детки уже потопали в школу, и Соня стала ощущать некий дискомфорт. Чтобы привлечь наконец внимание мужчин, подруги настойчиво ей советовали хоть ненадолго, хоть чуть-чуть превратиться в "прелесть какую дурочку", на что Соня резонно замечала: "Конечно, медведицу можно научить танцевать польку, но от этого балериной она не станет. Если суждено кому меня полюбить, то, милости просим, такую, как есть".

...Суженый появился. Правда, особо выбирать уже было не из кого, с учетом всех обстоятельств, так что на его более низкий IQ пришлось закрыть глаза. Но по крайней мере это был первый мужской экземпляр, который в процессе ухаживания (что само по себе уже редкость) не распускал перед Соней хвост, смеясь своим пошловатым анекдотам, кажущимся только ему "острыми" остротам и, конечно же, возвеличивая свой ум и деловитость.

Борис сразу оценил избранницу, и, где бы они впоследствии ни бывали и с кем бы ни встречались, всегда очень гордился своей умной женой... пока у него не начал развиваться комплекс неполноценности. Это было обидно и несправедливо по отношению к Соне, которая, казалось, никак не подчеркивала своих преимуществ перед мужем. Однако дома, наедине, она стала все больше его раздражать, и, видимо, из желания не казаться глупее ее Борис все чаще и грубее настаивал на своем и даже унижал, пока на прощание и вовсе не использовал запретный, вернее, циничный прием: "С твоей внешностью тебе на меня молиться бы надо!". Был, конечно, и еще опыт личных встреч с мужчинами, которые с превеликим удовольствием с ней общались, отдавая должное ее уму и талантам, но почему-то потом с тем же удовольствием возвращались к своим милым уютным подругам, где чувствовали себя на более уверенной "вершине".

Соня теперь не ропщет на судьбу, потому что сделала для себя довольно простой, хотя и не претендующий на истину в последней инстанции вывод: ее ум - это прежде всего ее личное достояние, и его, невзирая ни на что, надо максимально с пользой применить. Но вот что интересно: чем меньше она его обнаруживает "где не надо", а то и вовсе иногда не без лукавства подчеркивает свою некую некомпетентность, тем комфортнее себя чувствует, к тому же больше располагает к себе противоположный пол. Ее жизни вряд ли хватит, чтобы изменить такое несправедливое положение вещей. Да и ради бога, пусть мужчины считают себя самыми умными. Зато им не дано соединить этот ум с данными нам мудростью и интуицией.

Наталья ЧЕРНИГОВА
«Ты что, самая умная?»
Газета «Ставропольская правда»
13 сентября 2002 года