Идеальных бюджетных систем нет
Так считает независимый международный консультант по налогово-бюджетным вопросам профессор Аригапуди Премчанд (США), но готов поделиться своими соображениями по поводу их усовершенствования. Что он и сделал на состоявшейся вчера в министерстве финансов края пресс-конференции для журналистов ставропольских СМИ.
Ставрополье - единственный регион России, где побывал г-н Премчанд (кстати, ранее он работал заместителем директора налогово-бюджетного департамента МВФ). Цель визита, как сформулировал ее гость, - изучить, в каком состоянии находятся бюджетные и финансовые процессы в крае, а также разработать рекомендации по их улучшению. Несмотря на краткость визита (всего три дня - с 20 по 23 августа), международный консультант успел встретиться со многими людьми из заинтересованных министерств и ведомств, губернатором А. Черногоровым, а также администрацией Пятигорска. В Изобильненском районе провел совещание с распределителями бюджетных средств и главами муниципальных образований, куда были приглашены специалисты других районов - Красногвардейского, Новоалександровского и Труновского.
Г-н Премчанд отметил, что в крае много сделано в плане оснащения финансовых учреждений современной компьютерной техникой, но предстоит сделать еще больше. И подводил Ставрополье под мировые стандарты, поскольку не имел возможности сравнивать край с другими регионами страны - он просто не видел их. Гость признался, что разговаривал с финансистами не столько о межбюджетных отношениях, сколько об управлении расходами. Идеальных систем, подчеркнул он, не существует. Но есть оптимальные. Это когда на всех уровнях - федеральном, региональном и муниципальном - все понимают, кто за что отвечает. Необходимо избегать дублирования функций - был его первый совет в части реформирования финансов.
Второй касался нашей разветвленной сети местных бюджетов (как известно, на Ставрополье их 390). По мнению независимого консультанта, увлекаться созданием большого количества муниципалитетов не следует - это нерационально с практической точки зрения. В одной из самых передовых в этом отношении стран - Великобритании - местные органы власти 80% средств получают напрямую из центра. Там нет промежуточного регионального уровня и, как следствие, нет "войны" между бюджетами.
Г-н Премчанд также посоветовал отходить от системы, когда соблюдению инструкций уделяется большее внимание, чем качеству услуг. Ведь именно последнее важно для населения, оплачивающего эти услуги. Отвечая на вопрос об открытости бюджетного процесса, г-н Премчанд сказал довольно любопытную вещь - что правительство при формировании основного финансового документа должно учитывать и мнение народа. Нужно иметь в виду, что примерно 90% бюджета в новом году является как бы продолжением предыдущей практики. Оставшиеся 10% приходятся на долю новой бюджетной политики - именно к ней надо подключать население, давая ему право на участие в этом процессе. При этом контроль со стороны общественности ни в коей мере не должен заменять контроль со стороны представителей законодательной власти.
24 августа 2002 года