Cпирт - и в африке спирт
Как мы уже сообщали, в минувшую пятницу в Георгиевске торжественно открыли крупнейший на Ставрополье спиртзавод.
Без малого миллион декалитров спирта в год. Причем не абы какого, а "Экстра" и "Люкс". И это только первый шаг. Соседнее здание уже взялись реконструировать под завод по глубокой переработке зерна, на выходе проектно-сметная документация стекольного завода. И всему этому имя - ООО "Георгиевский спиртзавод".
Долог и ухабист был путь к алой ленточке, которую под рукоплескания собравшихся на митинг в минувшую пятницу перерезали руководитель администрации КМВ В. Михайленко и известный предприниматель, учредитель ООО "Георгиевский спиртзавод" Л. Колиев.
Для георгиевцев огромные корпуса и высоченные кирпичные трубы завода по производству акустических и теплоизоляционных материалов, более известного в народе как "Полимер", давно стали неким подобием въездного знака. Любой, кто направляется в город со стороны станицы Подгорной, непременно обращает на них внимание. Но, увы, в рыночную экономику "Полимер" никак не вписывался. Это еще в 1994 году осознали прежние руководители предприятия и вышли на правительство края с предложением вместо стекловаты и звукопоглощающих панелей наладить производство спирта. Край-то у нас хлебный, сырья вволю, а спирт, как говорится, он и в Африке спирт.
К 1996 году подготовили проектно-сметную документацию, получили от правительства края целевой кредит в 37 миллионов рублей и... Что было потом, до сих пор не вполне ясно. Поговаривают о раздрае между директором, его замом и главным бухгалтером. Как бы там ни было, но за три года деньги целевого кредита растворились, а спиртзаводом на "Полимере" даже не пахло.
В феврале 1999 года губернатор обратился к Л. Колиеву: выручай. Знал, что тот в Минеральных Водах умудрился из ничего создать исправно действующий спиртзавод, что у него есть опыт, есть кадры, есть средства.
- Когда мы сюда пришли, первым делом попросили у бухгалтерии отчет о расходовании целевого кредита, - рассказывает генеральный директор ООО "Георгиевский спиртзавод", в прошлом директор минераловодского спиртзавода, А. Казак. - Отчитаться они смогли только за 17 миллионов, да и то с барабанным боем. За эти деньги демонтировали оборудование в бывших цехах акменитовой плитки, отпескоструили старую штукатурку, сняли подвесные потолки и подняли бетонный пол. Все. Куда делись остальные деньги, никто внятно объяснить не мог. Ссылались на какие-то несуществующие статьи: "трудозатраты", "услуги рабочим", "затраты на содержание дирекции".
Понятно, что въедливых чужаков держатели крупных пакетов акций предприятия встретили в штыки. Несколько месяцев продолжалась нешуточная борьба: интриги, сплетни, угрозы. Но, после того как на завод приехал губернатор и дал понять, что твердо поддерживает позицию нового руководства, отношения стали налаживаться. Да и подвижки в строительстве спиртзавода были уже очевидны.
С самого начала, собрав специалистов, Л. Колиев поставил задачу: создать современное мощное предприятие. С этой целью закупали современное оборудование, внедряли новейшие технологии, старались учитывать все те изюминки в технологической цепи, которые способствуют получению спирта наивысшего качества. Генеральный директор А. Казак не счел зазорным пригласить для консультации специалистов из Воронежа, Ставрополя, с конкурирующего предприятия - спиртзавода в селе Гражданском Минераловодского района. Те высказали несколько замечаний, но в целом признали: сделано толково. И вот в конце 2001 года провели опрессовку на воде, то есть полностью заполнили все емкости, проверили под давлением насосное оборудование, трубопроводы, запорную арматуру. Испытания прошли успешно. Казалось, вот-вот наступит долгожданный миг - завод начнет выпускать продукцию. Но не тут-то было.
Весь пакет документов для получения лицензии руководство завода направило в Министерство сельского хозяйства России еще в декабре 2001 года. Но проходили недели, месяцы, а никакого ответа из департамента пищевой и перерабатывающей промышленности не поступало. Все письма, запросы с просьбой объяснить причину задержки с выдачей лицензии оставались без ответа. Дважды губернатор беседовал по этому поводу с министром сельского хозяйства РФ А. Гордеевым, были публикации в центральной прессе. И только когда руководителя департамента пищевой и перерабатывающей промышленности, а в недавнем прошлом директора спиртзавода в с. Гражданском, В. Кайшева пригласили в прокуратуру, выяснилось, что никаких проблем с госрегистрацией оборудования и продукции нет, что якобы налицо всего лишь недоразумение...
Вот только из-за этого "недоразумения" восемь месяцев завод простаивал, треть главных специалистов ушла на другие производства, Л. Колиев понес большие убытки, а краевой бюджет не получил налоги на весьма приличную сумму.
Получение спирта - не самоцель, а лишь звено в цепи делового партнерства с хлеборобами. Не секрет, что сегодня главной проблемой стало не производство зерна, а его сбыт. Оптовые покупатели из других регионов, и прежде всего из Москвы, всячески сбивают цену, навязывают ставропольским товаропроизводителям кабальные условия. Единственный надежный способ уйти от этой зависимости - создать в крае собственную пищевую и перерабатывающую промышленность.
20 августа 2002 года