06:00, 17 августа 2002 года

Жить и летать по-нестеровски...

• Завтра - День Воздушного флота России

На летном поле Ставропольского аэроклуба проходили плановые полеты. Учебно-тренировочный самолет выполнял фигуры высшего пилотажа по заданной программе. Чувствовалось, что его пилотирует опытный летчик.

- Татьяна Нестерова за штурвалом, - пояснил дежурный, отвечающий за безопасность полетов, жестом руки указывая на Як-52, выполняющий поворот по вертикали...

Свой первый полет Татьяна совершила, когда ей не было и года. Случилось так, что она заболела, а от села Закладного Алтайского края, где она родилась, до райцентра предстоял не ближний путь. Билетов на автобус не досталось. И единственным доступным средством передвижения, который нашли ее родители, оказался... самолет Ан-2!

Позже, в школьные годы, увлекшись физикой, Татьяна стала изучать законы аэродинамики. Вскоре по-настоящему "заболела" авиацией и стала "оправдывать" свою знаменитую фамилию - Нестерова. По ее словам, прямого отношения к прославленному русскому летчику она не имеет, хотя предки Татьяны родом с Полтавщины, где родился и знаменитый летчик Петр Николаевич Нестеров.

- Вначале было желание выучиться на военного летчика, - рассказывает Татьяна Нестерова.- Но в то же самое время думала и о спортивной авиации.

После окончания средней школы она уехала в Барнаул, где пробовала поступить в местный аэроклуб. Неудача только усилила желание добиться поставленной цели.

- Летчики для меня - полубоги, - призналась Татьяна,- а самолеты не просто крылатые машины, а нечто супер...

Романтика позвала в дорогу, которая привела девушку в аэроклуб латвийского города Лиепая. Конкурс на планерное отделение она выдержала легко. Кроме законов аэродинамики, изучала и метеорологию. Управление планером - это искусство, которое достигается за счет навыков мастерски "ловить" восходящие потоки воздуха. Тогда можно парить в небесной выси бесконечно долго, чувствовать себя в прямом и переносном смысле окрыленным.

Между тем судьба настойчиво продолжала подбрасывать Татьяне неожиданные сюрпризы. Впрочем, такие ли уж случайные? Как-то на работу в аэроклуб приняли летчика-буксировщика из Брянска, который сразу заметил, с каким упорством занимается Татьяна. Он рассказал ей о Брянском аэроклубе, где спортивные "Яки" уже покорились многим десяткам ее сверстников.

Этот разговор стал судьбоносным в жизни Татьяны Нестеровой. Поступив в 1984 году в Брянский аэроклуб, уже через два года на зональных соревнованиях стала мастером спорта по высшему пилотажу.

Кстати сказать, пилотирование проходит в "кубе", иначе говоря, на участке местности длиной 1000, шириной 800 и высотой 1000 метров. Выходить за пределы указанных размеров нельзя - за это начисляются штрафные очки. Правильность выполнения фигур высшего пилотажа идет по 10-балльной системе. В зависимости от степени сложности может быть до 7 различных элементов.

Но, похоже, для Татьяны Нестеровой непреодолимых преград не существует. Действительно, она выполнила норму мастера спорта по высшему пилотажу, имея всего 100 часов налета.

Далее были награды на соревнованиях в Твери, Туле, Тамбове. В 1990 году в Чебоксарах на общесоюзных соревнованиях она стала абсолютной чемпионкой страны по высшему пилотажу, а спустя год экстерном закончила Запорожское авиационное училище летчиков, получив диплом пилота 3-го класса.

С благодарностью Татьяна Нестерова вспоминает Юрия Мальковского - летчика-инструктора Брянского аэроклуба, который сделал ее профессионалом.

Затем очередной поворот в судьбе. Однажды друг Ю. Мальковского из Элисты сказал, что их аэроклубу требуются летчики-инструкторы. Дальше случилось так, как и должно было быть: Юрий привез девушку в Элисту, где продолжил ее обучение искусству летчика. Так росло мастерство чемпионки.

Помнит она свое выступление на чемпионате мира 1997 года по самолетному спорту в США (штат Канзас), где выступила удачно вместе со своей подругой, чемпионкой России и Европы, мастером спорта международного класса Аллой Чкаловой (еще одна прославленная "авиационная" фамилия!). Показательно, что россиянки были единственными женщинами на этих соревнованиях, о чем, не скрывая восхищения, говорили их коллеги мужчины.

...Позже судьба свела ее со Ставропольским аэроклубом, куда Татьяна Нестерова переехала на постоянное место жительства. Теперь она готовит летные кадры на Ставрополье. Есть у Татьяны и любимая ученица - Елена Локоть - будущая летчик-инструктор, заканчивающая 3-й курс Калужского авиационно-технического училища. Кроме этого, Татьяна Нестерова ведет теоретическую подготовку будущих пилотов.

Ставропольский аэроклуб РОСТО располагает необходимой учебной базой для подготовки будущих авиаторов. Например, здесь изучают теорию летной подготовки кадеты 8 -11-х классов Ставропольской гимназии N 31 - казачьего кадетского корпуса имени генерала Ермолова. Уже сегодня наметились несколько кадетов-кандидатов, которые успешно осваивают сверхлегкую авиацию и в перспективе могут получить свидетельства пилотов-любителей международного образца. Уровень подготовки достаточно высокий. Преподаватели - среди них летчики-инструкторы 1-го класса Александр Варава и Вячеслав Домрачев - дело свое знают в совершенстве. Да и у выпускников выбор большой: военные училища, училища гражданской авиации, другие учебные заведения.

Начальник Ставропольского аэроклуба Виталий Барканов, в прошлом военный летчик-штурман, считает, что для нашего аграрного края прежде всего необходимо готовить кадры летчиков для малой сельскохозяйственной авиации. По его словам, это направление и в дальнейшем будет приоритетным в процессе обучения курсантов летному мастерству.

...Пройдет немного времени, и Ставрополье пополнит "звездный" список продолжателей дела Татьяны Нестеровой - целеустремленных пилотов, одинаково искренне влюбленных и в небо, и в самолеты.

PS: 18 августа, в День Воздушного флота России, в Ставрополе на аэродроме РОСТО состоится авиационно-спортивный праздник. Одной из его участниц будет и Татьяна Нестерова - единственная на Ставрополье женщина-летчик, да еще и мастер спорта по высшему пилотажу.

Игорь РИЗАХАНОВ
«Жить и летать по-нестеровски...»
Газета «Ставропольская правда»
17 августа 2002 года