06:00, 17 августа 2002 года

Не покидай меня, безумная мечта!..

Русский вариант знаменитого хита "Belle" из мюзикла "Нотр-Дам де Пари" в исполнении Вячеслава Петкуна, Александра Голубева и Антона Макарского нравится мне больше французского. Московские Квазимодо, Фролло и капитан Феб чувственнее и романтичнее. Особенно - и сразу же - произвел впечатление Феб - Антон Макарский. Очень молодой голос, полный жизни и любви к ней, жизни - скорей, чем к красавице Эсмеральде.

Хит сейчас звучит на всех российских радиостанциях, видеоклип "Belle" показывают по телевидению. Мюзикл шел в Московском театре оперетты все лето (сейчас театр на реконструкции, но скоро спектакли возобновятся), и билеты распроданы на несколько месяцев вперед.

Что касается заинтересовавшего меня Антона Макарского, то во всех рецензиях отмечено, что он актер в третьем поколении. И вдруг я выяснила, что два поколения, предшествующие ему, оставили заметный след в истории ставропольской сцены, а сам Антон, было время, как и все дети артистов, вдыхал "запах кулис" Ставропольского краевого театра кукол. Более того, заведующая труппой этого театра Дина Яковлевна Бутинская - родная сестра деда Антона, народного артиста России Михаила Каплана, и только что вернулась из Москвы, с семейного торжества, на котором повидалась со своим ставшим "звездой" внучатым племянником...

Кое-что про запах ставропольских кулис

Михаила Каплана и его жену актрису Лидию Шагову в Ставрополе хорошо помнят до сих пор. В шестидесятые-семидесятые годы они много играли в краевом театре драмы. Михаил Яковлевич был одним из ведущих артистов в труппе, замечательно исполнял комедийные и характерные роли в спектаклях по пьесам Погодина, Софронова, блистал в аксеновских "Коллегах", некоторые роли, будучи "просто артистом", играл в очередь с народным артистом СССР Михаилом Кузнецовым. У него была прекрасная работа - Шут в "Короле Лире", ставропольский скульптор Валентина Санжарова вылепила его в этой роли, скульптуру и сейчас можно увидеть в краевом изомузее. Лидию Шагову вспоминают как актрису очень красивую, мастерски игравшую в эпизодах.

Году в семьдесят третьем бабушка и дедушка Антона уехали работать в Пензу, в тамошний драмтеатр. Но связь семьи со Ставрополем не прервалась. В восьмидесятых на сцену уже другого театра, краевого кукольного, вышла их дочь, мать Антона Елена. Это была романтическая история. Елена Михайловна, родив мальчика, вскоре развелась с мужем. В Ставрополь она впервые приехала в отпуск - погостить к тете, Дине Бутинской. Дина Яковлевна попросила взять шефство над племянницей своего хорошего приятеля, актера театра кукол Сашу Макарского, который тогда переживал собственную личную драму, вызванную разводом. Оба были молоды, одиноки, оба любили музыку, пели, нашлось много общих тем для разговоров. Шефство имело неожиданный (или, наоборот, ожидаемый) результат. Через три дня знакомства Алена, как зовут ее домашние, и Александр решили пожениться... В браке родились две девочки, все трое детей, включая Антона, носят фамилию Макарских.

Елена Михайловна стала играть на сцене краевого театра кукол. От родителей она унаследовала замечательную артистичность, у нее был прекрасный голос. Вместе с мужем они особенно запомнились в музыкальных спектаклях - "Теремке", который даже записали на пластинку в фирме "Мелодия", рок-опере "Бармалей".

Когда Антона привезли в Ставрополь из Пензы от бабушки с дедушкой, он уже ходил в школу. У него был абсолютный слух, и учить его игре на фортепиано изъявила желание такой известный в городе педагог, как преподаватель ставропольского краевого музучилища Ирина Алексеева. И в Пензе, и в Ставрополе Антон рос за кулисами. Он с малых лет ездил на гастроли, присутствовал на спектаклях и репетициях, в Пензе выходил на сцену в детских ролях. В краевом театре кукол до сих пор помнят жизнерадостного, смышленого мальчугана, про которого, по словам актрисы Лады Свиридовой, уже тогда было понятно, что если он поставит перед собой цель, то непременно ее добьется...

"Метро". Далее везде

Будущая звезда "Нотр-Дам" в артисты не собирался. Правда, когда Макарские переехали к овдовевшему Михаилу Яковлевичу в Пензу, Антон стал посещать театральную студию. Но после школы готовился поступать на факультет физкультуры и спорта Пензенского пединститута. Занимался спортом, усердно качался. И вдруг чуть ли не за месяц до вступительных экзаменов ошарашил деда просьбой научить читать басню. Д. Бутинская встречалась с братом и племянником в Москве, когда Антон приехал поступать в театральный вуз. Она очень смешно, по-актерски, сыграла передо мной оторопь Михаила Яковлевича от столь неожиданного развития событий.

Тем не менее Антон испытания выдержал и был принят в три вуза сразу: в ГИТИС, Щепкинское и Щукинское училища. Выбрали "Щуку". Дина Яковлевна спросила племянника: как же ты, такой качок, Ромео играть будешь?.. Антона действительно, в отличие от деда ждали роли лирические.

Он много пел в училище, играл в музыкальных спектаклях. После окончания вуза был принят в театр "У Никитских ворот" Марка Розовского, где актерское пение очень востребовано.

Но, видимо, хотелось ему вокала профессионального - такая вот "безумная мечта" драматического артиста. Из театра Розовского он ушел, отслужил в армии. А когда вернулся, узнал о том, что набирают команду для мюзикла "Метро". Это был первый опыт перенесения в Россию жанра так называемого "бродвейского мюзикла". Пока шел отбор, как писали газеты, площадь перед Московским театром оперетты напоминала метро в час пик. Из трех тысяч претендентов взяли сорок пять. Многие из них не имели профессионального артистического образования. Авторы проекта делали ставку на природные данные - голос, пусть необработанный, пластику, артистичность. Антон вошел в команду. Именно здесь, в "Метро", он запел профессионально - подсчитано, что на одну минуту спектакля в репетиционный период приходилось 12 часов работы с педагогами. Он исполнил сольную партию Наркомана и не потерялся рядом с Киркоровым и другими приглашенными "звездами".

И все же знаменитым он проснулся после премьеры в Москве "Нотр-Дам де Пари".

Подобные спектакли, как известно, "размножаются" клонированием. Это театр, поставленный на индустриальную основу. Московская версия не должна отличаться от парижской или лондонской ни одной мизансценой, ни даже формой оборки на платье актрисы, это условие продажи проекта. И все же знатоки говорят, что в Париже "Нотр-Дам" - больше концерт, а в Москве - действо, музыкальный спектакль. Мизансцены заданы, но наши актеры более эмоциональны. Про Антона Макарского пишут, что его Феб импульсивнее, беспощаднее...

Солнечный мальчик

Дина Яковлевна Бутинская говорит о внучатом племяннике, что главное его качество - это умение принимать жизнь и радоваться ей. За это его любят окружающие. Он очень открыт и легко откликается на просьбы. "Если Антоше сказать, что нужно переставить шкаф, он тут же засучит рукава и спросит, куда двигать"...

Кажется, что все дается ему легко, судьба сама предлагает то, что он хочет, но, возможно, дело именно в интересе к жизни, открытости, которые в нем есть и, по мнению родни, унаследованы от деда Михаила Яковлевича. Недавно семья собиралась в Москве на некоем юбилейном торжестве, Антон пел, рассказывал, что хочет сделать сольную программу. Пока в театре шла реконструкция, он успел съездить на съемки в кино. Вообще предложений сниматься, выступать он сейчас получает много. Поклонницы толпой ждут его после спектакля... (Женился он еще в период репетиций "Метро" на певице Виктории Морозовой, мечтает о детях и говорит, что у поклонниц шансов нет).

Родные сожалеют, что ни в Пензу, ни в Ставрополь теперь у него ездить нет времени - занят в спектаклях ежедневно. Раньше приезжал на каникулы, в отпуск.

Ему 26 лет, и все замечательно...

«Не покидай меня, безумная мечта!..»
Газета «Ставропольская правда»
17 августа 2002 года