Подвиги солдат и журналистов
В эти дни исполняется 60 лет со времен войны с фашистами в горах Кавказа и 40 лет со дня выхода книги В. Гнеушева и А. Попутько "Тайна Марухского ледника".
За весь 1942 г. в сообщениях Совинформбюро лишь однажды промелькнула фраза: "Идут бои на перевалах Главного Кавказского хребта". Следы тех боев открылись лишь через двадцать лет, а что и как там происходило, поведали стране ставропольские журналисты Владимир Гнеушев и Андрей Попутько. Сначала в газетных публикациях, а затем в книгах "Тайна Марухского ледника", "Партизанский заслон" и "Дыхание лавин", которые выдержали шесть изданий в Ставрополе и Москве.
За создание этой трилогии В. Гнеушев и А. Попутько в 1983 г. удостоены звания лауреатов премии Союза журналистов СССР, а также стали лауреатами премии крайкома ВЛКСМ имени Героя Советского Союза Александра Скокова. Их документальное повествование стало результатом многолетних журналистских поисков. От первых публикаций в 1962 году до последнего издания трилогии в 1981 году это непрерывный, повседневный поиск новых фактов и новых героев.
В результате изучения десятков и сотен документов о Великой Отечественной войне авторы вышли на Героя Советского Союза журналиста С. Борзенко и бывшего командующего Закавказским фронтом генерала И. Тюленева. Знакомясь с "Кавказскими записками" В. Закруткина, журналисты получили информацию о подвиге защитника перевала Шарипа Васикова.
В очерках о защитниках Марухского, Клухорского и Санчарского перевалов постоянно встречаешь ссылки на материалы Центрального архива Вооруженных сил, архивы Закавказского и Северо-Кавказского военных округов, документы, ответы на запросы авторов из десятков военкоматов, военных прокуратур, краевых и республиканских архивов. Именно архивные материалы помогли авторам создать очерк "Комиссар погибает в бою" о жизни комиссара Алексея Саввича Челышева. И таких примеров масса.
Рассматривая документальную публицистику В. Гнеушева и А. Попутько, убеждаешься, что авторы ни на шаг не отступают от позиций правдивости и ответственности. Читатель постоянно ощущает обстановку, в которой работает поисковая группа, и получает достоверную картину боев, которые шли в горах много лет тому назад.
В каждом материале журналисты приводят веские аргументы, убедительно обосновывают явление, доказывают и убеждают. В этом отношении особенно заслуживает внимания очерк "История одного донесения". С первых строк читатель заинтригован и переживает описываемое вместе с авторами. "В те дни, - пишут авторы, - когда мы работали над материалами 394-й дивизии, хранящимися сейчас в Центральном архиве Министерства обороны, попалась нам загадочная запись в документах 810-го полка. В одном из первых боевых донесений о потерях личного состава командир полка майор В. Смирнов вслед за убитыми, ранеными, замерзшими и пропавшими без вести в графе "по другим причинам" записал: "Нач. состав, двое".
Что скрывалось за этой записью? Кто эти люди из начальствующего состава? Журналисты шаг за шагом, изучая архивы, встречаясь с все новыми и новыми участниками боев, постепенно раскрывают тайну. Они разыскивают в Тбилиси военного юриста Л. Лугома, вместе с ним тщательно изучают так называемое "Дело И.А. Швецова и В.Ф. Родионова", протоколы допроса командира и комиссара 2-го батальона - единственные документы архива, сохранившиеся об этих людях. В апреле 1966 года авторы получили официальное, но печальное известие, которое гласило: "Военной прокуратурой ЗакВО проверена правильность осуждения капитана Родионова и старшего политрука Швецова и установлено, что они расстреляны необоснованно".
Но на этом поиск журналистов не завершился. Их не оставляло желание найти семью Родионова. Они направили десятки писем в различные инстанции, а также боевым соратникам Родионова, которые знали его при жизни. И, наконец, еще через пять лет получили письмо от сына комбата Родионова, который проживает на Украине. Завязалась переписка, из которой журналисты узнали многие подробности из биографии комбата, а сын - правду об отце, о его мужестве и реабилитации.
Авторы неустанно ищут и находят живых защитников Марухского перевала. Показателен в этом отношении очерк "Фронт за облаками", когда авторы после длительных поисков нашли командира 810-го полка майора Владимира Смирнова, считавшегося погибшим.
Заслуга В. Гнеушева и А. Попутько состоит и в том, что они в своих очерках выполнили одну из главных обязанностей журналиста, развернув перед читателями картины интернациональной солидарности борющихся с врагом народов во всех ее проявлениях. Они пошли дальше. Основываясь на тщательном анализе жизни людей различных наций в экстремальных условиях, авторы "Тайны Марухского ледника" показывают нам, как по истечении многих лет после описываемых событий сыновья и внуки защитников кавказских перевалов чтят память героев. Их усилиями было организовано и осуществлено массовое восхождение на Марухский перевал в августе 1963 года, в котором приняли участие около 2000 человек. Оно завершилось многолюдным митингом, который состоялся у Дома Советов в Карачаевске 20 августа 1963 года. И, конечно же, главной заслугой журналистов надо признать и то, что через несколько лет после их публикаций неподалеку от Карачаевска у поселка Орджоникидзевского был сооружен величественный памятник и мемориальный музей защитников Кавказа.
В этом году исполняется 60 лет со дня начала войны в горах Кавказа против немецко-фашистских захватчиков и 40 лет с момента первого издания документального повествования "Тайна Марухского ледника". Хотелось бы надеяться, что эти события найдут достойное отражение в СМИ не только регионов Южного федерального округа, но и во всех уголках России. Мне думается, что было бы уместным выпустить очерки В. Гнеушева и А. Попутько новым изданием. Оно стало бы хорошим подспорьем в патриотическом воспитании современной молодежи.
6 августа 2002 года