Юрий ГОНТАРЬ: "Мы поставили себе высокую планку"
Председатель Госдумы края подводит итоги весеннего парламентского сезона и первого полугода работы краевых законодателей.
– Юрий Афанасьевич, на итоговой пресс-конференции вы сказали, что удовлетворены результатами сессии, Думе многое удалось сделать. И все же какие самые важные и принципиальные законопроекты, которые наиболее выпукло характеризуют эти полгода работы, вы могли бы назвать?
– Безусловно, это принципиальный блок вопросов для Ставропольского края и его жителей – законы по обеспечению и защите их прав. В первую очередь – о пресечении незаконной миграции. Не менее важный документ – закон об уполномоченном по правам человека. Значение этого института для края трудно переоценить. Тысячи ставропольцев пытаются решить годами "висящие" проблемы и теперь, думаю, многие из них найдут в уполномоченном для себя и защиту, и точку опоры. Еще один законопроект из этого блока – об административных комиссиях в Ставропольском крае. Он дает, наконец, рычаги местным органам власти вплоть до каждого населенного пункта в наведении порядка в области административных правонарушений в рамках краевого законодательства. Очень долго мы занимались самыми разными проблемами, экономическими, какими угодно, забывая об интересах всего населения. Теперь мы возвращаем этот приоритет, поворачиваемая к людям.
– Безусловно, самый острый из всех этих документов – о пресечении незаконной миграции. Еще в ходе обсуждения были сомнения в его работоспособности. Ясно ли сейчас, как он будет работать? Есть ли на закон какая-то реакция федерального центра?
– Неожиданно и для меня, и для моих коллег-депутатов какой-либо отрицательной реакции из центра на закон не последовало, хотя мы были готовы к психологическому давлению. Но очевидно потенциальные критики "выдохлись" на Краснодарском крае, где принят аналогичный акт. Видимо, единодушная и твердая позиция регионов убедила федеральные власти, что сама жизнь толкает нас на принятие таких документов. Очень символично, что недавно к этой проблеме обратился и Совет Федерации. Соответствующее письмо сенаторы направили в адрес правительства. В нем они предлагают исполнительные власти принять меры по регулированию миграционных потоков, в том числе и те, о которых говорим мы в своем законе. Например, введение квот, определение порядка пребывания, депортации и т. д. Мы очень довольны, что, наконец, услышаны на федеральном уровне. Что касается реализации закона, то сейчас правительство края готовит порядок его применения. В ближайшее время он будет разработан и направлен на места, так что очень скоро мы ощутим результаты.
– Наблюдая за заседаниями Думы, могу сказать, что по степени остроты за эти полгода выделились две темы, которые, очевидно, в ближайшее время будут оставаться наиболее значимыми для края – это о власти, о взаимоотношениях различных ее ветвей и уровней, и о земле. Что касается земли: иногда возникает чувство, что в крае не так много людей, которые хорошо понимают весь комплекс проблем и то, как их можно решить. Зато очень много незнания законов, всевозможных страхов на этой почве. Вот и на последнем заседании ГДСК опять дошло до упоминания возможного социального взрыва на почве земельных отношений. У Думы есть стратегия решения этих вопросов, которая способная застраховать от любых взрывов?
– Вы правы, незнание рождает страхи, поэтому необходимо детальное изучение проблемы, чем мы и намерены заняться. В этой связи, думаю, Дума правильно поступила, отложив законопроект об упорядочении отношений по использованию земельных долей. Мы учтем мнение самых широких слоев населения, всех жителей села и только потом примем решение. Кстати, долго готовились законы о нормах предоставления земельных участков и об упорядочении выпаса скота и птицы, но теперь они приняты и, рассчитываем, станут хорошим подспорьем в регулировании земельных отношений в крае. Осенью нам предстоит обсудить и принять закон по вопросам управления и распоряжения земельными ресурсами Ставропольского края и особенностях землепользования. Так что постепенно и целенаправленно мы постараемся отрегулировать комплекс проблем в этой острой сфере.
– Многие земельные вопросы стоят в крае очень давно. Например, о территориях, находящихся в аренде Республики Дагестан. Но они не решаются годами. Почему?
– Дума третьего созыва проработала всего шесть месяцев, но тем не менее уже взялась за все эти проблемы, в том числе и по Дагестану. Осенью совместно с губернатором и правительством мы планируем обсудить ее вместе с нашими соседями. Здесь, считаю, нам торопиться нельзя, поскольку вопрос затрагивает наши добрососедские связи. Видимо, к разрешению этой ситуации должны подключиться также федеральный центр, представительство президента в ЮФО.
– Юрий Афанасьевич, проблема взаимоотношений исполнительной власти и органов местного самоуправления на протяжении ряда лет была лакмусовой бумажкой в определении политической позиции Думы. На последнем заседании ГДСК принятые поправки, которые узаконили гостерадминистрации в Минераловодском, Георгиевском и Буденновском районах, вызвали недовольство муниципалов позицией Думы. Она изменилась в самом деле?
– Что касается данной конкретной поправки, это, подчеркиваю еще раз, по сути – единственный шанс не ввергнуть край в глобальную судебную тяжбу, сохранить стабильность. Как известно, прокурор внес протест по поводу функционирования администраций в этих городах, и можно только догадываться, чем бы все закончилось в случае рассмотрения судебного иска. В то же время ничего не изменилось для остальных городов краевого значения. Исполнительная власть не вправе создавать здесь никаких своих органов до того, как ситуация с местным самоуправлением не будет урегулирована федеральным законодательством. Уже осенью, как мы ожидаем, такой пакет документов должен быть внесен в Госдуму РФ. Сегодня много разного рода и спекуляций, и передергивания фактов на эту тему. Но хочу еще раз подчеркнуть, в крае нет никакого противостояния с муниципалитетами или двоевластия. Есть проблема разграничения полномочий между органами местного самоуправления и государственной властью. Она признана на федеральном уровне и над ней сейчас идет серьезная работа. Накануне последнего заседания Думы мы встречались с главами муниципальных образований края, разъяснили сложившуюся ситуацию и, как мне кажется, достигли взаимопонимания. Не скрою, проблем здесь много, в том числе в сфере межбюджетных отношений, и мы готовы в спокойной обстановке вместе с исполнительной властью и органами местного самоуправления над ними работать.
– Безусловно, работу законодателей сильно скорректировала стихия. Почти весь последний месяц депутаты занимались поправками к бюджету. Дума с самого начала заявила о готовности его скорректировать, но в итоге предпочла подойти максимально осторожно, стараясь не затронуть расходы по основным статьям. Каковы прогнозы по состоянию бюджета на следующее полугодие?
– Действительно, мы не пошли на полное секвестирование, попытались, что называется, обойтись "малой кровью" – отказались от финансирования всех расходов, которые планировали по 50-й статье в случае профицита. По отдельным направлениям расходы приостановлены до ноября. Мы не случайно сделали такую оговорку: если на ликвидацию последствий стихии потребуются дополнительные средства, будем урезать расходы дальше. Хотелось бы, конечно, чтобы этого не произошло. Но загадывать пока рано. Профицит по первому полугодию - ниже ожидаемого. С озабоченностью следим за исполнением бюджета во втором полугодии, ситуацию здесь могло бы спасти село. Но тут также все зависит от цен на зерно нового урожая и других факторов, в том числе, например, как выдержит свои финансовые обязательства федеральный центр. Так что к бюджету безусловно, возвращаться будем, и не исключено, что еще не раз его скорректируем.
– На одном из последних заседаний Думы после выступлений прокурора края депутаты пообещали, что обязательно дадут свою оценку случившегося. Когда ее можно ожидать?
– Наверное, все обратили внимание, что пока на местах разворачивается необходимая помощь пострадавшим, ни федеральный центр, ни силовые структуры не спешат делать оценок. Иначе можно просто парализовать всю работу. Но анализ ситуации, безусловно, идет, и Дума тоже не останется от него в стороне. Думаем, мы должны будем посмотреть прежде всего не то, что сделал или не сделал тот или иной чиновник, а изучить, как стало возможным такое ЧП, предусмотреть, как застраховаться от повторения подобного впредь. Нам нужно проанализировать состояние наших водоохранных систем, всех водоемов, решить вместе с федеральным центром вопрос о финансировании противоградовой службы, обустройстве Большого Ставропольского канала, и т. д. – вот что прежде всего должно стать предметом рассмотрения Думы. И мы постараемся это сделать.
– Юрий Афанасьевич, чем помогает краю в эти трудные минуты представитель Думы в Совете Федерации?
– Прежде всего, по инициативе обоих представителей Ставрополья в Совете Федерации А. Лысякова и А. Коробейникова принято обращение верхней палаты Федерального Собрания к правительству об оказании помощи пострадавшим от стихии. На днях, кстати, я получил благодарственное письмо от председателя Совета Федерации, в котором отмечается активная работа нашего представителя. А. Лысяков очень твердо отстаивает позицию края, ГДСК в Москве. И я особенно рассчитываю на его поддержку в процессе формирования федерального бюджета на 2003 год.
– Все ли намеченное удалось реализовать?
– План законопроектной работы на первое полугодие осуществлен более чем на 60 процентов. Режим был чрезвычайно напряженный и, наверное, на большую результативность без ущерба качеству мы бы не вышли. Я уже говорил, депутаты приняли более десятка базовых, новых законов по самым принципиальным направлениям в жизни края. Мы сами поставили себе очень высокую планку требований и постараемся выдержать этот уровень в дальнейшем. В планах на следующее полугодие – законы о поддержке малого и среднего бизнеса, инвестиционной политике, об экологической безопасности, об адресной социальной помощи малоимущим, о казачестве и многие другие.
– Юрий Афанасьевич, перед последним заседанием Думы никто не смог пройти мимо появившегося в обновленном думском коридоре портрета знаменитого российского реформатора П. Столыпина с самой известной его цитатой: "Противникам российской государственности нужны великие потрясения, нам нужна великая Россия". Почему именно Столыпин?
– Знаете, давно преклоняюсь перед этим глубочайшим патриотом России, патриотом не на словах, а на деле. Он оставил российскую империю к 1913 году сильнейшей европейской державой, по которой мы до сих пор равняемся. Возьмите его политические оценки, анализ ситуации и дар предвидения – многие из его слов сказаны словно о дне сегодняшнем нашей страны. И о пагубности децентрализации власти и о том, что сила России – в регионах. Столыпин – это фигура, которая дает нам пример до сих пор в том, как нужно обустраивать Россию. И мне хотелось бы, чтобы по уровню государственного мышления ему соответствовали не только депутаты Госдумы края, но и все чиновники, находящиеся на государственной службе. Нам, как никогда, сегодня нужна и великая Россия, и сильное Ставрополье.
* * *
Сегодня председателю Госдумы края Ю. Гонтарю исполняется 55 лет. Вопреки традиции – отмечать день рождения так, чтобы поменьше доставлять хлопот своим присутствием родным и друзьям, – этот день спикер встречает на рабочем месте. Юбилей все-таки! "СП" присоединяется к многочисленным поздравлениям в адрес председателя ГДСК.
30 июля 2002 года