Ставропольские клоны
В отличие от нашумевших экспериментов с животными наш опыт пока малоизвестен, хотя в перспективе может превратиться в выгодный коммерческий проект. Речь – о микроклонировании растений.
В единственной в крае специальной лаборатории, располагающейся в Ставропольском государственном университете, второй год занимаются размножением фиалок. В июне получили большой урожай этих цветов, которые не отличишь от настоящих. Говорят, из одного фрагмента листа появляется на свет до тысячи идентичных растений.
Оснащена лаборатория химико-биологического факультета СГУ по минимуму: необходимую световую комнату заменяет библиотечный стеллаж с вмонтированными в него лампами, темную комнату - обыкновенный шкаф. В такой обстановке западные ученые просто отказались бы работать, но наши говорят, что главное в биотехнологии – это стерильность, и, надев белые халаты, делают свое дело.
Не секрет, что все растения обычно размножаются вегетативным способом, именно так и выращивают их садоводы-любители. Фиалки не исключение. Однако есть среди них такие, размножить которые листом невозможно, поскольку при этом теряется часть свойств этих растений (например, уникальная окраска) или их корни вообще "отказываются" укрепляться в почве, и лист соответственно гибнет. Как это ни печально, но в этой капризной группе – наиболее красивые виды декоративных фиалок. В таких случаях прибегают к "клонированию": фрагмент листа (размером примерно сантиметр на полсантиметра) помещают в питательную среду, а дальше...
– Начинается процесс образования, – рассказывает старший научный сотрудник СГУ Ирина Орлова, – причем образуются либо побеги, либо почки, либо каллус (опухоль на месте среза). Потом, если все в порядке, возникают растения-регенеранты. К слову, далеко не все "зеленые" хорошо отзываются на питательную среду – одни гибнут, другие вроде и живут, но не развиваются...
Ирина Георгиевна предложила взглянуть в микроскоп, и я отчетливо увидела побеги этих самых регенерантов – очерченные структуры на фоне бесформенной массы, прообраз будущих растений. Несмотря на кажущуюся незамысловатость микроклонирования, дело это насколько серьезное, настолько и трудоемкое. Возьмем, например, выбор фрагмента. Оказывается, его надо срезать с листа, который в данный момент находится "в самом расцвете сил", потому что в питательной среде "молодежь" и "старички" не котируются. Кстати, в этом бульоне столько элементов из таблицы Менделеева, что человеку, далекому от химической "кухни", в жизни ничего подобного не приготовить. Растения, выходит, тоже гурманы.
Весь процесс длится три-четыре месяца, в это время "плод" надо постоянно пересаживать – из пробирки в специальную камеру, а оттуда уже в почву. Только в почве формируется куст, затем он цветет и выглядит как настоящий. Хотя почему как? Он и есть настоящий, его можно поставить в горшочке на подоконник, а можно посадить в саду - везде отлично приживется. Поражает воображение количество кустов, исчисляющихся сотнями и получаемых из одного маленького фрагментика. Для сравнения: всего два-три растения обычно вырастает из листа, если человек следует природе.
Отклонения. Бывают ли они у растений? Как известно, знаменитый клон овца Долли кусалась, что совсем не характерно для обычных овец. По словам И. Орловой, аномалии встречаются довольно часто и у растений: существуют фиалки со слишком длинными стеблями, встречаются листья вовсе без корней. И не в том дело, что специалист в чем-то мог ошибиться, а в свойствах питательной среды, непредсказуемой и капризной из-за гормонов, которые находятся в ней. По этой причине в клонировании ничего нельзя предугадать заранее. На сегодня, пожалуй, самым безобидным остается тиражирование растений, способное к тому же приносить ощутимую пользу, причем не только биологическую, но и чисто экономическую.
Пока микроклонирование на Ставрополье лишь апробируется. Однако нельзя сбрасывать со счетов тот факт, что фиалки и вообще декоративные культуры – это очень выгодное коммерческое направление в мировой экономике (кстати, пока спрос намного опережает предложение). Поэтому в лаборатории планируют связаться с любителями и крупными заказчиками, а в перспективе поставить микроклонирование цветов "на поток". Но это, повторимся, в будущем. Сейчас главными потребителями необычных фиалок являются студенты университета.
12 июля 2002 года