А под нами ярился поток
Из отчета спасателя
То, что вы прочитаете ниже, написано не для вас. Вообще – ни для посторонних. Это обычный отчет о проделанной работе сотрудника своему непосредственному начальнику. Но именно по таким документам, спустя время, воссоздается хроника и истории.
Итак, перед вами выдержки из отчета спасателя Анатолия Морозова директору Минераловодского муниципального учреждения "Служба спасения" Владимиру Яцуценко.
В пятницу, 21.06.02, поступила команда прибыть в аэропорт Минвод и встретить два вертолета МИ-8... С прибытием первого вертолета на борт поднялись три спасателя: Сергей Баранов (Анатолий Морозов) из г. Минеральные Воды и Геннадий (фамилию не знаю) из г. Нальчика. Наш маршрут: г. Невинномысск – с. Кочубеевское – ст. Барсуковская...
После завершения облета местности приступили к поисково-спасательным работам... Задача осложнялась тем, что в зоне работы вертолета находилось большое количество линий электропередач. Если бы винт вертолета зацепил ЛЭП, всем находившимся на борту грозила гибель. Дул сильный боковой ветер, из-за чего вертолет невозможно было стабильно зафиксировать в воздухе на малой высоте.
Практически все дома находились в бушующем потоке реки Кубани и готовы были в любой момент разрушиться и похоронить под собой людей. На использование лебедки экипаж дал добро только в крайнем случае – трос ненадежен. Поэтому основная работа велась с использованием альпинистской веревки. Работали так: вертолет максимально снижался над крышами зданий, где укрылись люди, Сергей и Геннадий спускали меня на веревке к пострадавшим. Я закреплял человека в сидушке и давал сигнал к подъему. Вертолет поднимался на высоту 200-300 метров и транспортировал меня с пострадавшим по воздуху на весу.
В начале подъема была опасность запутаться или зацепиться за конструкции домов. Веревка могла оборваться и тогда мы бы упали в бушующий поток Кубани, что грозило неминуемой гибелью... В ходе проведения спасательных работ я неоднократно подвергался ударам статического электричества, вследствие чего на время терялась чувствительность рук, а позже – и всего тела. Боковыми порывами ветра вертолет бросало из стороны в сторону, вверх и вниз. Из-за этого несколько раз я с пострадавшим попадали в воду, несущую обломки строений...
Большую сложность представляли ПСР (поисково-спасательные работы), связанные со снятием пострадавших с деревьев. Существовала прямая угроза запутаться в их кроне, из-за чего могла оборваться веревка, и мы бы упали в воду. Также была велика вероятность получить травмы. В ходе первой такой операции была спасена девочка 13 лет. С берега пытались подогнать к дереву большегрузную машину с прицепом (рефрижератор), но ее перевернуло и снесло вниз по течению. Вертолет подлетел к дереву, но мы никого не могли разглядеть. И только когда ветром раздуло крону, я увидел обхватившую ствол девочку. Казалось, она держалась из последних сил. Только с третьей попытки смог к ней приблизиться: мешали густая крона и ветер, бросавший вертолет из стороны в сторону... Закрепив девочку в сидушке и подав команду на подъем, я пытался закрыть ее от ударов о ствол и ветви, вследствие чего получил ушибы...
В ходе спасательной операции на крыше дома была замечена семья: двое мальчиков лет 7-9, их дедушка и бабушка. Поскольку чувствовалось, что дом вот-вот рухнет, а людей много, было принято решение использовать лебедку для подъема на борт всех терпящих бедствие. Подняли детей, бабушку, но когда дошла очередь до дедушки, тот заявил, что не хочет покидать дом. Еле уговорил его. В конце спасательной операции лебедочную сидушку спустили мне. Закрепился в ней, дал команду на подъем, но в этот момент вертолет бросило в сторону, меня сорвало с крыши – образовался большой маятник. При подъеме сидушки амплитуда маятника увеличивалась и в самой высшей точке меня стало бить о борт вертолета. Сколько было ударов, не помню, но впоследствии почувствовал, что получил травму левой руки. Когда меня подняли на борт и осмотрели лебедку, трос оказался поврежден, его дальнейшее использование было невозможно...
После вечерней заправки вертолета в с. Кочубеевском мы приняли на борт генерал-лейтенанта Тетерина и направились с ним в Минводы. По пути высматривали пострадавших, так как с обеда в районе г. Невинномысска работал только наш борт, других вертолетов уже не наблюдалось...
Назад в ст. Барсуковскую мы прибыли где-то в 21.30 – 22 часа. Приняв на борт двух спасателей из Москвы – Александра и Андрея, продолжили поиск пострадавших в ночных условиях. Ситуация осложнялась тем, что ночью не видно ЛЭП, и не у всех пострадавших имелись в наличии сигнальные огни. Тем не менее был обнаружен островок, на котором находилась группа людей в основном старики и дети...
На островок высадились я и спасатель из Москвы Александр. Когда я передавал ребенка Сергею Баранову, нас обоих пронзил удар статического электричества: Сергея выбросило из вертолета, и он завис на страховочном тросе, а я упал в реку. Ребенка успел отбросить на сухое место, а сам, стоя по пояс в воде, сумел закрепиться. Потом поскользнулся и чуть не сорвался в реку Александр... Посадку пострадавших затрудняло то, что вертолет постоянно кидало из стороны в сторону. Но благодаря высокому профессионализму пилотов его все же удавалось удерживать на минимальном расстоянии от земли...
Следующая группа людей была обнаружена на крыше дома. При высадке я пробил шифер и получил незначительную травму ноги, но это не помешало спасти людей.
По прибытии на пункт сбора пострадавших к нам на борт поднялся С. Шойгу и поблагодарил экипаж и спасателей... Затем был доставлен спасатель из Москвы в тяжелом состоянии. Его следовало немедленно перевезти в г. Ставрополь в больницу. Во время полета все находившиеся на борту принимали участие в реанимационных мероприятиях. По прибытии в Ставрополь пострадавшего передали бригаде "Скорой помощи", а сами вернулись в ст. Барсуковскую.
Поисково-спасательные работы продолжались до трех утра. Потом дали два часа на отдых, и в 5.30 вертолет снова поднялся в воздух для проведения ПСР. За ночь вода спала на метр. С помощью вертолета были сняты и перевезены в с. Балахоновское еще три человека... Затем поступила команда прилететь в Минводы и взять на борт еще одну партию спасателей из Москвы с лодками, так как в дальнейшем помощь вертолета практически уже была не нужна. В аэропорту мы с С. Барановым и Геннадий из Нальчика оставили борт вертолета и возвратились на базу Минераловодского МУ АСС "Служба спасения".
12 июля 2002 года