06:00, 21 июня 2002 года

Хождение за два моря

)

Центр степного края – Ставрополь – пограничники Северо-Кавказского регионального управления и в шутку, и всерьез называют столицей трех морей: Азовского, Каспийского и Черного. Потому, что в нашем городе базируется начальник морской охраны СКРУ контр-адмирал Сурин со своим штабом. Именно отсюда тянутся нити управления морскими бригадами и дивизионами, координируется борьба с нарушителями границы и браконьерами.

Конечно, побеседовать со старшим морским начальником регионального управления Сергеем Юрьевичем Суриным можно было и в краевом центре, но начальник пресс-службы СКРУ подполковник Сергей Ливанцов предложил иной вариант: в Темрюке, в отдельном морском дивизионе вводятся в строй четыре новейших катера, в торжественной церемонии примет участие и контр-адмирал. На Черном море и на Азове побываем. Там все можно увидеть своими глазами, очевидцев порасспрашивать.

Поехали?

Дорога, дорога...

Честно говоря, если бы знал, на чем ехать придется, возможно, и отказался бы: не новый, скажем так, "уазик" закипел неподалеку от Изобильного. Осторожный Ливанцов предложил вернуться в Ставрополь, но я решил блеснуть эрудицией автотехника: мол, вытащим сейчас термостат и без горя доберемся до Новороссийска.

Размечтался! Этот самый термостат выбросили, наверное, года три назад. А итогом "рационализации" стали две гайки с сорванной резьбой. Хорошо, дорожники Изобильненского района выручили - уважают все-таки у нас в крае военных – и гайки заменили и совет дали: дескать, печку откройте и мало помалу до нужного места доберетесь.

Кто не путешествовал в тридцатиградусную жару с этой самой "открытой печкой", вряд ли поймет, каково было ехать четыреста с лишним верст. Одно порадовало: цены в Краснодарском крае и на хлеб и на бензин неизмеримо ниже "нашенских". Девяносто третий, например, колеблется от восьми до девяти рублей за литр. Буханка белого: три пятьдесят – три девяносто. А еще – изобилие всяческих фруктов – черешня, вишня, даже арбузы уже продают...

Мичман со "Ставрополя"

В Новороссийскую морскую бригаду пограничников добрались около полуночи. Измотались вконец. На нашей кипящей колымаге тащились более десяти часов. На постой определились в штурманской каюте сторожевика "Кубань", который совсем недавно с дружеским визитом побывал в Болгарии и совсем не по-дружески расправился с турецкой рыболовецкой шхуной.

Вахтенный – мичман Александр Кукушкин – оказался нашим земляком. Не по рождению (он из Новгородской области), а по морскому крещению: парень начинал службу на Каспии, на пограничном сторожевике "Ставрополь" трюмным машинистом. Принимал на борт топливо и воду, заправлял двигательные установки маслами... Потом подписал контракт и перешел на тральщик, который ремонтировался в Новороссийске. Здесь и встретил свою суженую Марину, потому и перебрался на "Кубань" погранморбригады. Но о корабле "Ставрополь" сохранил самые лучшие воспоминания: "Ребята там были - кремень!".

"Непонятливые" турки

Кукушкин же (ныне он старшина команды в БЧ-5 на сторожевике "Кубань") рассказал нам и о нашумевшем случае задержания турецкой рыболовецкой шхуны, браконьерничавшей в исключительной экономической зоне России. И капитан, и команда обнаглели до последней степени. На ПСКР "Кубань" поступили сведения, что экипаж иностранного судна с завидной регулярностью перегружает плоды незаконного промысла в проходящие "морозильники". После одного из таких "сигналов" пограничники и устремились наперехват.

Ни на предупредительные команды по радио, ни на сигнализацию флагами турецкие моряки не отвечали. Не образумили их даже предупредительные выстрелы. Скорее, наоборот: команда, не сбавляя хода, начала выбрасывать за борт браконьерский улов. И сети. Причем, рассчитывая на то, что их намотает на винты российский сторожевик. Тогда последовало распоряжение об открытии огня на поражение.

Нет, главный калибр (орудие 76 мм) не задействовали - ограничились коротеньким (в тридцать снарядов) залпом из кормовой тридцатимиллиметровой артиллерийской установки (скорострельность - шесть тысяч выстрелова в минуту). Но и этого оказалось достаточно, чтобы шхуна-нарушитель легла в дрейф и все распоряжения пограничников ее экипаж начал выполнять беспрекословно.

В итоге турецкому капитану пришлось по решению суда раскошелиться на тридцать тысяч долларов: за браконьерство в наших территориальных водах и неповиновение российским властям. Сюда же приплюсовали расходы по эксплуатации "Кубани", включая стоимость тех самых тридцатимиллиметровых снарядов.

Кстати, во время этого задержания отличились и наши земляки-ставрпольчане рулевой-электрик Слава Поздышев, командир отделения сигнальщиков Гена Вареницын. Ребята уже уволились и сейчас на "Кубани", к сожалению, нет ни одного представителя Ставрополья.

Шефы

На следующий день в Новороссийскую морбригаду прибыли шефы из Славяновского района Краснодарского края – замглавы администрации, председатель комитета солдатских матерей, члены военно-патриотического клуба, представители молодежной общественной организации... Как водится, привезли "гуманитарку", выступили с коротким концертом...

Вроде, все как и у нас на Ставрополье. Но не совсем. В соседнем крае военно-патриотическая и шефская работа ведется, пожалуй, с большим, нежели у нас, размахом. Командование соединений и частей заключают договоры о взаимовыгодном сотрудничестве с руководством госадминистраций районов. Подчеркну, не с казачеством, а с государственными структурами. Отсюда и результаты: районные администрации Краснодарского края оказали подшефным кораблям и частям морохраны СКРУ помощь, которая суммарно оценивается в триста с лишним тысяч рублей.

Щедры шефы потому, что оказывают поддержку в первую очередь своим землякам: на каждом корабле или заставе служат, как минимум, семь-десять кубанцев. А у нас на подшефной погранзаставе "Архыз" (рукой подать от краевого центра) не осталось ни одного земляка. И 205-ю мотострелковую бригаду и 247-й десантно-штурмовой полк тоже казачьими можно считать лишь с большой натяжкой: представителей Ставрополья здесь – единицы.

Может, потому и обыгрывает нас Краснодарский край, что призывную кампанию военкоматы координируют с местными органами власти и подшефными соединениями и частями?

И еще один штрих – взаимодействие со средствами массовой информации края. Новороссийская бригада морской охраны, отдельный Темрюкский дивизион, другие части, где служат парни из Краснодарского края, регулярно получают районные и городские газеты, знают, что творится на их малой родине. А эти же самые СМИ (включая районное и городское телевидение и радио) обладают оперативной информацией о службе земляков в пограничных частях и не жалеют ни времени, ни места для ее распространения.

Чем не пример для подражания? Стоит ли нам продолжать шефство над подразделениями кораблей Северного флота, куда доставка "гуманитарки" стоит значительно дороже, чем сами грузы? Или все-таки установить более тесные контакты с командованием двести сорока с лишним соединений, частей и подразделений, дислоцированных непосредственно в нашем крае?

Прежде, чем отвечать на эти вопросы, не мешало бы, наверное, за опытом к соседям съездить. Недалеко ведь, не на Северный флот...

Наш земляк оседлал "Сайгака"

Перейдем, наконец, к главной цели нашей поездки. Это – подъем флагов на новейших катерах отдельного дивизиона морохраны в Темрюке. Церемония проводилась под проливным дождем (говорят, к удаче). Были торжественные речи старшего морского начальника СКРУ и представителей местных органов власти. Экипажи и каюты этих маленьких кораблей окропили Святой водой служители Русской православной церкви. А потом была показательная охота на браконьеров, максимально приближенная к реальной действительности...

Не буду выдавать пограничных секретов, однако скажу, что скорость "Сайгаков" и "Терьеров" (таковы условные наименования вступивших в строй катеров) достигает шестидесяти километров в час и более. Кроме того, одна из этих быстроходных машин может выполнять задачу на полных оборотах двигателя, когда глубина достигает всего лишь двадцати сантиметров. А браконьеры зачастую выигрывали лишь потому, что катера морской охраны, с большей, чем у лодок и байд осадкой, становились бессильны в камышах или прибрежных водах. Кончилась коту масленица...

Не буду утомлять читателя перипетиями погони за быстроходной лодкой, оснащенной импортным мотором "Ямаха". В конце концов браконьеров "повязали" и доставили на базу. А тут выяснилось, что в преследовании и задержании принимал участие наш земляк из Гергиевска старший матрос Сергей Меликян. Ему в результате конкурсного отбора было доверено стать членом экипажа наиболее мощного катера – "Сайгак".

На "гражданке" Серега учился на автослесаря. Старший брат служил тоже в погранвойсках, в Кропоткине. Младший скоро закончит школу и от обязанности два года носить погоны увиливать не собирается.

Что еще? Нравится Сергею морская романтика. И командир "Сайгака" старший мичман Александр Марджинишвили (между собой матросы зовут его дядей Саней) не кажется слишком строгим начальником. Сдружился с Лешей Гудзиковым и Сергеем Штопенко, призванными из Ханты-Мансийского автономного округа. Но свободное время все-таки предпочитает проводить с земляками: Лерником Арутюняном и Серегой Соловьевым – они тоже из нашего степного края.

Вместо послесловия

В Ставрополь мы возвращались все на том же капризном "уазике". Но машина, как хорошая лошадь, наверное, чувствует, что бежит домой. Поэтому и скорость была повыше, и температура выше девяноста поднималась редко.

А самое главное – не было чувства, что съездили без пользы – у соседей и впрямь есть чему поучиться.

«Хождение за два моря»
Газета «Ставропольская правда»
21 июня 2002 года