06:00, 19 июня 2002 года

Паспорт без улыбки

Так получилось, что по службе я переведен в другой город и в Ставрополе бываю только в отпуске. Приятно отмечать изменения к лучшему, огорчительнее воспринимать все остальное.

В минувший отпуск, например, неприятно удивило новшество, введенное управлением Северо-Кавказской железной дороги. Оказывается, при покупке билетов в Ставрополе необходимо было заплатить за их "фирменную" упаковку. Сумма небольшая, однако же возник вполне резонный вопрос: "А оно мне надо?". На мой взгляд, "добровольные" пожертвования граждан больше были нужны железной дороге, которая, помнится, в то время праздновала какой-то юбилей...

В нынешнем году я заранее взял билеты на обратный выезд – чтобы не стоять в общей очереди на ставропольском вокзале, где не работает касса продажи билетов военнослужащим (хотя по количеству воинского контингента, размещенного на Ставрополье, край явно в лидерах)...

В нынешний отпуск моей главной задачей было обменять паспорт. Еще в поезде я прочитал доброе интервью заместителя начальника Управления ПВС края полковника милиции Антонины Филатовой под оптимистичным заголовком "На фото в паспорте теперь можно улыбаться. И вам за это ничего не будет!" ("Комсомольская правда" за 7 июня текущего года). Из него следовало, что проблем с обменом не возникнет. Но действительность, как всегда, оказалась суровей. Не буду утомлять читателей перечислением всех моих похождений, которые тем не менее потребовали значительного времени и нервов. Но поскольку кампания по обмену паспортов далека от завершения, хотелось бы высказать ряд предложений.

Первое. Видимо, как и я, наивный, многие до сих пор полагают, что для обмена паспорта на новый будет достаточно только старого. Однако же потребуются еще документы – следовательно, неплохо было бы оформить в отделениях ПВС стенды, подробно разъясняющие, что именно необходимо представить.

Второе. Сотрудники ПВС, которые первыми принимают клиентов по вопросу обмена паспортов, должны, на мой взгляд, тщательнее вникать в обстоятельства дел каждого гражданина. Отдельная песня, как всегда, о военнослужащих. Я, например, был искренне удивлен, когда меня впоследствии попросили представить плюс к удостоверению личности отпускной билет (за которым, кстати, пришлось ездить – а это тоже отпускное время и нервы) – неужели вопросы прохождения военной службы каким-то образом касаются именно ПВС, а не комендатуры гарнизона?

И третье, пожалуй, самое главное. Желающие обменять паспорта должны заплатить 50 рублей. За срочность – соответствующие надбавки. Информация о том, кому и куда платить, в пунктах ПВС имеется, однако ее содержание отличается от того, которое имеется в бланках отделений Сбербанка. Вот пример. В информации ПВС указан расчетный счет получателя платежа, плюс еще один, оказавшийся лишним. А в квитанции, которую приходится заполнять, формулировки "расчетный счет" вообще нет! Я, например, ошибся, решая ребус, какую цифирь писать в какую графу, пока не дорвался до образцов заполнения квитанций, – а что говорить о пожилых людях, которые и соображают медленнее, и видят хуже. Видимо, в отделениях ПВС следует (может быть, на том же стенде с информацией об обмене паспортов) разместить идентичную с отделениями СБ РФ информацию о правильном заполнении квитанций – за бланк паспорта, за срочность его получения. В моем случае, например, выданная сотрудниками ПВС в спешке информация по этому поводу привела к тому, что я дважды заплатил за бланк паспорта, а потом еще пришлось тратить время (не думайте, что маленькое!) и деньги за повтор платы за срочность получения паспорта.

Есть в платежных вещах еще один нюанс, который весьма осложняет жизнь и клиентам, и служащим Сбербанка. Оказывается, некоторые платежи, в том числе за бланк паспорта и за срочность, "наказываются" банком тремя процентами и – главное! – заполнением соответствующей квитанции. Однако информации об этом нет ни в отделениях ПВС, ни в Сбербанке. Это приводит к тому, что народ, уже подошедший к заветному окошку для платежа, оказывается в растерянности, сопровождаемой вполне понятными возмущениями. Кассирши – жалко их, бедных! – вынуждены чуть ли не каждому клиенту разъяснять, что к чему. Не легче ли было бы вывесить соответствующую информацию? Она была бы к месту и в отделениях ПВС, поскольку народ заранее был бы подготовлен к тому, что ему предстоит – дело-то ведь не ведомственное, а общегосударственное...

Потратив целый день вместо планируемых двух-трех часов, я не удержался от того, чтобы до конца выяснить все интересующие меня вопросы. Один из них касался заявления заместителя начальника Управления ПВС края полковника милиции Антонины Филатовой в уже упомянутом мною интервью относительно того, могу ли я оставить свой паспорт СССР у себя на хранение. Хотя госпожа Филатова утверждала, что у меня есть такое право, начальник отделения ПВС Промышленного района и слышать об этом не хотела. Ссориться с нею у меня уже не было сил. Так что же, оказывается, врут не только календари?

Полковник Владимир ПЕТРОВ, заслуженный работник культуры РФ
«Паспорт без улыбки»
Газета «Ставропольская правда»
19 июня 2002 года