Ты помнишь, как всё начиналось...
На днях иду по улице. Останавливает меня огромного роста подполковник-десантник, радостно улыбается, протягивает здоровенную ладонь-лопату:
– Здравствуйте! Сколько же лет мы не виделись!..
Я в смятении. Лихорадочно копошусь в памяти, улыбаюсь не совсем естественно, чуть в затылке не чешу: "Откуда я его знаю? Или не знаю? Многолетняя учительская практика подсказывает, что это скорее всего кто-то из родителей бывших учеников.
Подполковник смеётся:
– Не узнали! Да я же Сашка Малышев.
Что-то начинает проясняться, но не совсем. Малышев? Мало ли Малышевых на земле, и некоторых из них я действительно знаю. Мда...Как же выходить из положения? Ладно, признаюсь:
– Вы знаете, я действительно не узнаю вас, – бормочу извиняющимся тоном.
– Ну как же, – заметно огорчается подполковник. – Клуб наш "Контингент-Олимп"! Мы ж тогда, ещё в восемьдесят седьмом, были его первыми учениками.
Сашка! Точно. Это же именно с него и его друзей Димки Новикова, по прозвищу Макивара, Ростика Можейко – Поручика, Лёшки Куца - Хвоста, Васьки Теряева и возникал наш военно-патриотический клуб "Контингент-Олимп". Зародился как-то вспышкой, озарением, желанием научить чему-то реальному пацанов и девчонок. Конечно, тогда, в 1987 году, во главу угла мы ставили физическую подготовку. Слишком свежи были воспоминания о войне, о том, что в Афгане, как и на любой войне, первыми погибали слабые физически и духовно. Или наоборот?
Бестолковость творилась на тренировках ужасная. Пацаны всё прибывали, а мы, инструкторы, никак не могли составить планы. Перебивали друг друга, смешивали напрочь стойки из каратэ и рукопашного боя, взваливали на мальчишек непомерные нагрузки. Хотелось сразу научить всему, что знали сами. Было нас тогда пятеро: Серёга Ефремов, кавалер "Красной Звезды", рукопашник от Бога, Саня Андреев, награждённый в Афгане медалью "За боевые заслуги", Толик Попов, ветеран войны в ДРА, Василий Зубенко, учитель физкультуры той школы, где мы вместе с ним работали, и я, студент филфака, слегка натасканный каратэ ещё за несколько лет до службы в Афганистане.
Чуть позже появились учебные планы, разные виды подготовок, чем-то похожие на нынешнюю школу выживания. Было и радиодело, и парашютная подготовка, и ориентирование. С постепенным умиранием СССР от многого пришлось отказаться. Не могли мы потянуть непомерные суммы для материального обеспечения клуба. Да и из этой школы пришлось уйти. Совсем. Не нравилось директору, что по вечерам спортзал гудит, шумно, много посторонних детей. Ничего. Перешли с Василием Зубенко и Серёгой Ефремовым в другую школу: мы с Василием - работать учителями, а заодно и клубом руководить. Директором человек там был замечательный – Кубликов Николай Николаевич. Дал нам возможность раскрутиться по полной программе. Оба спортзала школьных выделил под это дело и огромные подвальные помещения. Судите сами. До трёхсот человек ежедневно тренировалось у нас в клубе. Времена были такие, что ещё можно было на безденежье чего-то добиваться. Был у нас парнишка один, Димка Горькавый. Через полгода занятий стал чемпионом края по каратэ. Ещё через пару месяцев победил в российском чемпионате. А ещё через какое-то время "порвал" всех на эсэнгэшных соревнованиях. Жаль, конечно, что мало таких парней у нас появилось, но сами виноваты. Не было у нас времени заниматься индивидуально с каждым. А самородки, они же огранки требуют.
Прошло год-два. Серёга Ефремов не смог больше работать с нами, служба в милиции замотала. Толик Попов свой клуб "Барс" организовал в Ставропольском доме детства, где по сию пору мальчишек тренирует. Саша Андреев тоже вынужден был уйти, поскольку служба в налоговой полиции не давала возможности отрывать время на клуб. Василий Зубенко полностью перешёл в Ставропольскую федерацию шотокан каратэ. Но к тому времени у нас уже были мальчишки, способные сами тренировать, тем более что учились или закончили пединститут. Тут-то мы и развернулись.
Наступила пора предпринимательства. Естественно, разными путями-дорогами пошли по жизни наши бывшие воспитанники. Кто-то стал военным, кто-то учителем, кто-то врачом. Но думается, что никто из них не стал мерзавцем, дешёвкой. Успевали мы в плотных тренировочных циклах говорить о многом – о Родине, об армии, о войне, о чувстве долга и патриотизма, наконец. Некоторые парни успели зацепить Афган. Многие прошли через бесконечную чеченскую войну. Были в их судьбах и Армения, и Карабах, и Азербайджан. Юра Маслов погиб в Баку в 1991 году. Вечная ему память! По рассказам очевидцев, убил его снайпер.
Кстати говоря, в этом году исполняется также 15 лет традиционным соревнованиям по боевым видам. Каждый год 15 февраля и 15 мая проводим их. "На Приз ветеранов войны в Афганистане" называются. Понятное дело, что без спонсоров мы бы никогда не смогли организовать их на хорошем уровне. Здесь и призовой фонд нужен, и деньги на аренду зала, и зарплату для врачей, судей, техслужащих... Самым надёжным помощником для нас остаётся компания "Телемир", а вернее, её генеральный директор Евгений Луковка.
Летом меня всегда посещает мысль бросить всё. Сколько можно! Думаю, хватит, пусть уж другие займутся воспитанием мальчишек. А чуть только ближе к сентябрю, и бьётся в голове: "Как же так! Ну, ещё годик..." Никак не получается оставить свой клуб. Да, наверное, уже и не получится никогда.
Вот и прошло полтора десятка лет со времени основания ВПК "Контингент-Олимп". Кто только не пытался нас закрыть, какие только серьёзные люди не грозили. Говорили, мол, что это не организация, а сплошная неформальщина. Помните такой термин? Кроме грубой физической силы, ничему, дескать, не учим подростков. Пытались подмять под крыло горкома комсомола. Вывернулись как-то. Да, была ещё такая могучая мысль у строгих дядей из различных структур, что из клуба парням прямая дорога в бандиты. Что ж, время показало, что правы оказались мы. С днём рождения, "Контингент-Олимп"!
31 мая 2002 года