"Интеллигенция не должна молчать..."
Иногда, чтобы лучше понять себя, начинаешь вспоминать свою жизнь "с конца", в обратной перспективе, двигаясь от уже известного следствия к не менее известной причине. Виктор Владимирович Родин так, собственно, и поступил, и я стала свидетелем того, как он идет по дороге к своему детству.
Это сейчас к Виктору Владимировичу вернулась воля к жизни, а два года назад это был трагический человек, у которого от геморрагической лихорадки погиб сын, капитан ВВС... Это теперь Виктор Владимирович говорит: "Мне болеть нельзя", а в девяносто пятом году он попал на хирургический стол, где ему была сделана восьмая в его жизни серьезная операция. Но три с лишним десятилетия отмечены активной научной работой, защитой двух диссертаций.
Виктор Владимирович – доктор сельскохозяйственных наук, профессор кафедры терапии и фармакологии Ставропольского госагроуниверситета. В этом вузе, именуемом прежде сельхозинститутом, прошли его студенческие годы. Однажды – теперь уже это исторические эпизоды жизни – к нему подошел однокурсник и показал газету: "Смотри, не твой ли родственник умер?". Действительно, в "Правде" он увидел сообщение о смерти Героя Советского Союза генерал-полковника Алексея Родина, его дяди, родного брата отца. Но был и другой итог войны. Отец, журналист газеты "Армавирская коммуна", также прошедший всю войну, из-за драматического эпизода с немецким пленом был осужден в 1950-м, отправлен в лагеря и лишь через пять лет после смерти Сталина амнистирован. С арестом отца кончилась юность сына. С тех пор, кстати, он учился на одни пятерки – и не только из любви к знаниям. Повышенная стипендия помогала кормить семью.
– Теперь, когда я заново, будто книгу, перечитываю собственную жизнь, я вижу, что она состоит из разных отрезков времени. Удлиняется именно та часть жизни, когда человек бывает счастлив, напрямую связан с источником своей силы. Место, где я родился, поселок с наивным названием "Хуторок", для меня не только географический адрес. На самом деле, это крошечная часть кубанской земли, обладающая свойствами первоначала...
Чтобы понять дальнейший ход мыслей профессора Родина, сразу же определим главное. Здоровье, душевное и телесное, – вот ценность, которая через годы явилась этому человеку как осознание нового вызова времени.
А началось все с того, что несколько лет назад, изучая материалы одной научной конференции, Виктор Владимирович обратил внимание на обращение геронтологов к ученым всего мира: "Мы должны честно признать, что преждевременное старение продолжает убивать людей. Мы проглядели возможность своевременно дать человеку дополнительные десятки лет жизни, и это накладывает на нас особые морально-профессиональные обязательства". Обращение тем более показалось ему актуальным, что к этому времени всеобщим достоянием стала информация о неблагополучной демографической ситуации в России. Так Виктор Владимирович стал собирать научную информацию, и оказалось, что проблема долголетия россиян органично переходит в проблему долголетия и существования России. Согласно подсчетам ООН при сохранении нынешней тенденции к 2005 году население России будет составлять всего 55 миллионов человек. "Смерть России, - пишет газета "Фигаро", – как великой державы, могла бы стать реальной угрозой миру..." "Ну хорошо, – комментирует профессор Родин, – можно, допустим, не верить какой-либо газете, но вот говорит президент Путин: "Нас, граждан России, – из года в год становится все меньше и меньше... Вдумайтесь... выживаемость нации под угрозой".
И Виктор Владимирович действительно начал вдумываться, но с позиции не только биохимика, который может объяснить загадочную жизнь клетки, но и как человек, которому стало страшно. По сути дела, решил он, все происходящее с нами требует такого же народного самоспасения, как в Великую Отечественную войну. Потери от болезней, связанных с нездоровым образом жизни, сопоставимы с военными потерями. А разрыв между жизненными сроками мужчин и женщин настолько велик (в Ставропольском крае соответственно 63 года и 73,9 лет), что демографы утверждают: "Россия – страна вдов".
– Знаете, – сказал мне Виктор Владимирович, – в жизни каждого человека хотя бы однажды должна случиться минута, когда бы он сказал: "Не могу больше молчать".
Что же ученый предлагает? Во-первых, сделать то, что буквально на наших глазах удалось совершить в Европе и Америке при активном содействии СМИ, – изменить национальный самообраз. "Крутого" американца с "Мальборо" и бутылкой виски сменил спортивный американец, выбегающий поутру на зарядку... Символом "такого парня" стал и американский президент. Но и российский президент на удивленье энергичен и спортивен, и это говорит о том, что образ востребован, поскольку мы и сами себе надоели с этими конторскими пьянками, курением, ожирением, несварением... Так стоит ли дожидаться, удивляется профессор Родин, когда наконец появится спасительная мода на здоровье? Вспомним, как вся России весело засуетилась с проведением конкурсов красоты. Но разве менее реально организовать конкурсы на самого здорового человека в детском саду, школе, институте, на предприятии, в городе и селе?! Однако публичная жизнь, увы, заполнена всякими пустяками...
– Может быть, нам не хватает гения, который бы вдохновил страну? - спросила я у профессора Родина.
– Лидер здесь действительно нужен. И исторический прецедент есть. Лев Толстой, человек сугубо духовный, действительно основал движение за здоровый образ жизни – и в России, и по всему миру, хотя этот вопрос тогда не стоял так остро... Роль коллективного "гения" могла бы исполнить демократическая элита: управленческая, научная, творческая. Интеллигенция просто обязана озадачиться судьбой нашей страны. Интеллигенция не должна молчать.
Изучая проблему долголетия с точки зрения доступности и социальной значимости, сам Виктор Владимирович не бездействует, работает со своими студентами: объясняет, информирует, убеждает. Учит их различать две позиции: активную – "хочу" и безответственную - "хочется". Хочется, конечно, жить здоровым, но хочется и быть как все... И профессора, надо сказать, слушают. все дело в личном примере. "Есть универсальный метод укрепления здоровья, – говорит он, – физические упражнения. В любом возрасте, и даже очень пожилом, движение и физкультура – дополнительный срок жизни". Каждый свой день Виктор Владимирович начинает с физзарядки. Это у него как у верующего молитва. Ну и, конечно, овощи, фрукты, обязательный прием витамина С и мощная доля оптимизма. Все не так уж и сложно. Чтобы прожить долго, надо научиться свою жизнь не сокращать, поскольку здоровье на 50-60% зависит от образа жизни и поведенческих установок...
Но самое интересное в этой ситуации то, что Виктор Владимирович, к счастью, не исключение. В Ставропольском агроуниверситете достаточно преподавателей, в том числе и немолодых, заботящихся о здоровье. Ректор, академик Владимир Трухачев способствует укреплению этого духа. В университете проводятся спартакиады не только среди студентов, но и среди преподавателей, что совершенно непривычно. И вот уже немолодые доктора наук (и профессор Родин, конечно) совсем как мальчишки гоняют в волейбол, играют в шахматы и теннис...
Размышляя о долголетии, Виктор Владимирович понял одну вещь. Страшна в конце концов даже не смерть. Страшна жизнь, прожитая заурядно, неинтересно, бездарно. Жизнь как болезнь. И потому все чаще из внутреннего лабиринта жизни он ищет дорогу к тому выходу, за которым открывается детство, но не только как воспоминание... А как вечная ценность, урок необыкновенной радости и жажды жизни, с его не такой уж, кстати, и наивной верой жить долго-долго...
27 апреля 2002 года