Муниципалитеты с протянутой рукой
Вчера в Ставрополе состоялось собрание членов Союза муниципальных образований Ставропольского края. В нем приняли участие главы более 260 муниципалитетов (всего в крае их 304, а в союз входят 288), губернатор Ставропольского края А. Черногоров, представители краевого правительства и депутаты ГДСК. И хотя формально собрание было плановым и очередным, оно довольно четко расставило акценты во взаимоотношениях власти государственной и муниципальной.
Похоже, проблемы, возникшие при формировании структуры органов местного управления на заре становления этого института, стоят и сейчас. В своем выступлении президент Союза муниципальных образований С. Ушаков, который является главой города Лермонтова, озвучил то, с чем сталкивается каждый глава муниципалитета на протяжении всей своей работы.
И главный вопрос сегодня по-прежнему финансовый. Можно с уверенностью говорить, что лишь малая часть муниципалитетов сегодня живет относительно благополучно. Это прежде всего крупные города краевого значения и те муниципальные образования, на территории которых есть платежеспособные хозяйствующие субъекты, способные регулярно и в полном объеме собирать местные налоги, а значит, и формировать муниципальный бюджет. Но таких – единицы. И хотя драматизировать картину не стоит, в крае есть такие муниципальные образования, которые формируют бюджет (с помощью все тех же местных налогов) всего лишь на пять-семь процентов. Остальная часть бюджета - дотационная. И она наполняется крайне скудно.
Главы муниципальных образований считают, что у них есть все основания обижаться на государственную вертикаль власти, в том числе и краевую. При принятии краевого бюджета многие муниципалитеты были финансово обделены. Понятно, что бюджет не резиновый, но вот к порядку принятия проектов муниципальных бюджетов претензии вполне обоснованные. Разработкой проектов занимались финансовые органы районных администраций, и, когда один из выступавших на собрании сказал о том, что в минфине края будущие бюджеты должны отстаивать сами главы, в зале зазвучали аплодисменты.
И дело здесь даже не в том, что каждый хочет урвать от бюджетного пирога побольше. Речь в некоторых случаях идет просто о финансовом выживании. Так, глава сельсовета станицы Курской В. Шамов сказал о том, что, даже если его бюджет получит в полном объеме краевую дотацию, на питание детей в детских садах можно будет выделить лишь около семи рублей в сутки. А еще в ведении муниципалитетов уличное освещение, дороги, приведение в порядок зданий, находящихся в их собственности...
Если не зацикливаться на извечном безденежье, у муниципалитетов хватает и других проблем. Это и крайне слабая нормативно-правовая база, подкрепляющая и разъясняющая полномочия местной власти, и научно-методические вопросы, ответы на которые пока отсутствуют, и крайне остро стоящий вопрос об обучении муниципальных служащих, в том числе и самих глав сельских и городских советов. Пока не прописан в правовом аспекте механизм отзыва главы муниципального образования и депутатов местного представительного органа. На Ставрополье еще предстоит навести порядок с уставами муниципалитетов. Многие из них противоречат не только краевому, но и федеральному законодательству.
Несмотря на определенное соперничество, которое существует между властью государственной и местной, им предстоит работать вместе. А. Черногоров, вспоминая тезис президента России о том, что власть местная должна стать реальной и дееспособной властью на местах, прозвучавший в ежегодном послании к Федеральному Собранию РФ, выразил надежду на конструктивное и плодотворное сотрудничество, которое, на его взгляд, уже существует. Но государственная власть намерена помогать таким образом, чтобы знать, куда пошли деньги. В этой связи А. Черногоров отметил, что комплексной проверке финансово-хозяйственной деятельности, подобно той, что прошла в Ставрополе, подвергнутся многие города края. Были названы Георгиевск, Михайловск, города КМВ и ряд других.
Собрание на пост президента Союза муниципальных образований Ставропольского края на второй срок переизбрало С. Ушакова.
20 апреля 2002 года