06:00, 9 апреля 2002 года

Хорош "Беларус", да дорог

В рамках делового сотрудничества между Ставропольем и Республикой Беларусь край посетили представители Минского тракторного завода, которые побывали в хозяйствах, где работают с белорусской техникой.

На Ставрополье хорошо знают белорусскую сельскохозяйственную технику. В прошлом году край получил 350 новеньких тракторов. Таким образом, Белоруссия рассчитывается с Россией по долгам за газ. Как сообщил депутат Госдумы края, генеральный директор ОАО "Ставропольагропромснаб" Д. Рабочий, в ближайшее время ожидается прибытие из дружественной республики очередной партии техники.

Именно на ставропольских полях, по мнению белорусской делегации, колесные тракторы, другая спецтехника раскрывают весь свой потенциал, показывая техническое совершенство, как говорится, в полной красе.

– Если гора не идет к Магомету, то Магомет идет к горе, – в шутку заметил первый заместитель генерального конструктора МТЗ Иван Ус. – Вот и мы решили приехать на Ставрополье: хотим ближе познакомиться с теми, кто работает на нашей технике, услышать их оценку ее производственных параметров, комфортабельности и дизайна.

Стоит сказать, что продукцию МТЗ знают в 105 государствах мира. На его долю приходится восемь процентов мирового объема тракторных поставок. Десять лет назад он стал создавать дочерние фирмы, двенадцать из которых – в дальнем зарубежье. Совместные предприятия по сборке "Беларуса" (именно так теперь называют известный еще с советских времен трактор) построены в Пакистане, Болгарии, Польше и Египте. Ведутся переговоры по созданию подобных филиалов в Югославии, Сирии, Кубе, Вьетнаме и России.

Всем хороша белорусская техника – надежностью в эксплуатации, простотой в управлении, доступностью в техническом обслуживании (это три конька Минского тракторного завода), да только больно дорога, не по карману ставропольскому крестьянину. За самый дешевый трактор "Беларус" просят 28 тыс. долларов. Никто не спорит, техника того стоит. Да только где ж взять такие деньги – почти 850 тыс. рублей – руководителю сельхозпредприятия, ходящего, что называется, в долгах, как в шелках? Разве что продать зерно – как минимум 350 тонн. А на что жить до нового урожая? Такую роскошь могут себе позволить лишь единицы сильных, стабильно устойчивых хозяйств Новоалександровского, Труновского, Советского, Благодарненского и некоторых других районов.

А, с другой стороны, для того, чтобы эффективно и в полной мере проводить весь комплекс сельхозработ, ежегодно краю необходимо около 3,5 тыс. новых тракторов.

И все же реальный вариант вести обновление машинно-тракторного парка есть. Это лизинг, приобретение техники в рассрочку под минимальные проценты. Краевая программа в этом году обещает выделение на него не менее 100 млн. рублей. Федеральная же – 260 млн. Кстати, половина российского лизинга приходится как раз на белорусскую технику, главным образом Минского тракторного завода. Так что дружить нам, как говорится, сам бог велел. В ходе визита были обсуждены варианты дальнейшего сотрудничества не только по поставке техники и запасных частей к ней, но и техническому обслуживанию. Завершением визита белорусской делегации в наш край стала демонстрация новинок Минского тракторного завода, которая была проведена на полях племколхоза "Россия" Новоалександровского района.

«Хорош "Беларус", да дорог»
Газета «Ставропольская правда»
9 апреля 2002 года