06:00, 3 апреля 2002 года

Новый Кодекс со знаком "плюс"

Новый Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях вступает в действие с 1 июля нынешнего года. Большая часть вопросов, связанных с новыми статьями КОАП, относится к службе ГИБДД. О том, чем "грозит" это участникам движения, корреспонденту "СП" рассказывает замначальника УГИБДД края полковник Василий Дагаев.

– Василий Николаевич, с чем связан полугодовой "люфт" с момента публикации КОАП до его введения в действие?

– В первую очередь с необходимостью привести нормативные и правовые акты субъектов Российской Федерации в соответствие с Кодексом РФ об административных нарушениях. Также определенное время необходимо для изучения нового административного законодательства сотрудниками органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, и сотрудниками ГИБДД в том числе.

По поручению начальника ГУВД СК генерал-лейтенанта милиции Александра Сапрунова нашим управлением разработан ряд мероприятий, направленных как раз на это. Среди прочих мер отмечу, что на базе Ставропольского филиала Всероссийского института повышения квалификации сотрудников МВД РФ действуют специальные курсы переподготовки. На них руководящий состав подразделений ГИБДД края, инспекторы по административной практике и инспекторы по дознанию изучают нормы нового Административного закона и нового Уголовно-процессуального кодекса. Особое внимание уделяется переподготовке инспекторов дорожно-патрульной службы. Именно они в силу своих функциональных обязанностей чаще других сотрудников ГИБДД вступают в непосредственный контакт с участниками дорожного движения.

– Чего же коснутся существенные изменения административного законодательства?

– В новом Кодексе сфере обеспечения безопасности дорожного движения в основном посвящена глава 12. Однако некоторые статьи есть и в других главах. Например, выпуск в эксплуатацию механических транспортных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах либо нормативов уровня шума зафиксирован в главе 8. А нарушение водителем транспортного средства, осуществляющим международную автомобильную перевозку, режима труда и отдыха – это другая глава. Нарушение правил государственной регистрации транспортных средств всех видов, механизмов и установок – глава 19. Так что "наши статьи" – это теперь неотъемлемая часть всего этого документа.

И мы ориентируем сотрудников ГИБДД на то, что нет отдельной статьи, а есть комплекс мер, направленных на обеспечение безопасности дорожного движения.

– Василий Николаевич, разделяя и понимая ваш подход, тем не менее хотелось бы услышать о конкретике. За какие правонарушения в сфере безопасности дорожного движения санкции будут ужесточены?

– Штрафные санкции ужесточе-ны за многое. Например, за выпуск в рейс механического транспортного средства, у которых содержание загрязняющих веществ в выбросах, либо уровень шума, производимого ими при работе, превышает установленные нормативы. За управление транспортным средством с заведомо неисправными тормозной системой, рулевым управлением или сцепным устройством. Строже будут наказываться и передача управления транспортным средством лицу, заведомо не имеющему права управления транспортным средством или лишенному такого права. Непредставление преимущества в движении и нарушение правил перевозки грузов, а равно правил буксировки. В этом же ряду – нарушение правил остановки и стоянки, выпуск на линию транспортного средства с заведомо подложными государственными регистрационными знаками, или имеющего неисправности, с которыми запрещена эксплуатация, или переоборудованного без соответствующего разрешения.

– Список солидный. Но ужесточение санкций само по себе, как мы уже не раз убеждались, ничего не решает и ничего не дает. Не случится ли подобного и на этот раз?

– Думаю, что нет. Ужесточение санкций выразится не только в увеличении размеров штрафов за отдельные правонарушения, но и в применении более действенных видов административного взыскания. Например, в отличие от действующего Кодекса, предусматривающего штраф за превышение установленной скорости движения более чем на 60 километров в час, статьей 12.9 нового Кодекса для любителей быстрой езды предусмотрено административное взыскание не только в виде штрафа, но и в виде лишения права управления транспортными средствами на срок от двух до четырех месяцев. Новым Кодексом предусмотрена и ответственность юридических лиц за допущенные ими нарушения в сфере обеспечения безопасности дорожного движения. Так, за нарушения правил проведения ремонта и содержания дорог в соответствии со статьей 12.34 Кодекса, на юридическое лицо может быть наложен штраф от 200 до 300 минимальных размеров оплаты труда. Согласитесь, это очень и очень серьезно. Более того, наложение административного взыскания на юридическое лицо (предприятие, организацию, учреждение и т.д.) не освобождает должностных лиц от административной ответственности.

– КОАПом введены не существовавшие ранее составы административных правонарушений. К чему они относятся?

– Это выезд на перекресток или пересечение проезжей части дороги в случае образовавшегося затора, который вынудил водителя остановиться, создав препятствие для движения транспортных средств (статья 12.13). Это нарушение Правил дорожного движения пешеходом, пассажиром или иным участником дорожного движения, повлекшее создание помех в движении транспортных средств (ст.12.30). Это и нарушение правил, установленных для движения транспортных средств в жилых зонах, – статья 12.28.

– В новом Кодексе есть и такая статья, которая, как мне кажется, известна нам только из зарубежных фильмов. Приживется ли она в России?

– Ваши сомнения понятны. Речь идет о статье 12.25 нового Кодекса. В отличие от действующего Кодекса она прямо определяет ответственность за невыполнение требования о предоставлении транспортного средства сотрудникам милиции или иным лицам, которым в случаях, предусмотренных законодательством, предоставлено право использовать транспортные средства. Но, убежден, здесь более интересна вторая сторона этой же проблемы. Потому что статьями 12.35 и 13.36 предусмотрена ответственность за незаконное применение к владельцам, водителям транспортных средств и другим участникам дорожного движения мер, направленных на ограничение прав на управление, пользование транспортным средством либо его эксплуатацию, а также применение любых иных мер административного принуждения, за исключением прямо предусмотренных Кодексом. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных этими статьями, возбуждаются прокурором, а решения о привлечении к административной ответственности принимаются судом.

– Есть в новом Кодексе и то, что откровенно порадует "простых смертных". Все участники движения уравниваются в правах...

– Да, с 1 июля за нарушения Правил дорожного движения военнослужащие и сотрудники органов внутренних дел подлежат административной ответственности на общих основаниях. Однако к указанной категории не будет применяться административный арест, а к военнослужащим, проходящим срочную службу, и штраф. В то же время такая мера, как лишение права управления транспортным средством, к ним может быть применена.

– Кодекс, на мой взгляд, в определенной степени ограничивает и права сотрудников ГИБДД...

– В определенной степени... Рассмотрение дел о нарушениях дорожного движения по-прежнему в основном отнесено к компетенции должностных лиц ГИБДД. Однако, если санкцией статьи Кодекса предусмотрено лишение права управления транспортными средствами, такие нарушения правил дорожного движения могут рассматриваться в суде в случаях, если должностное лицо, к которому поступило дело о таком административном правонарушении, сочтет нужным передать его на рассмотрение судье.

– Статья 27.13 Кодекса предусматривает запрещение эксплуатации транспортного средства со снятием государственных регистрационных знаков до устранения причины запрещения эксплуатации за ряд нарушений. Назовите их.

– Их всего два. Это управление транспортным средством, не прошедшим государственного технического осмотра, и управление транспортным средством с заведомо неисправными тормозной системой, рулевым управлением или сцепным устройством (в составе поезда).

– Впервые в административном производстве статьей 17.9 Кодекса предусмотрена ответственность за заведомо ложные показания свидетеля, пояснение специалиста, заключение эксперта или заведомо неправильный перевод. Что это даст?

– Это гарантирует, на мой взгляд, большую ответственность всех перечисленных выше лиц. И, как ни парадоксально это звучит, делает более "прозрачными" действия по расследованию ДТП. Что, несомненно, большой плюс.

«Новый Кодекс со знаком "плюс"»
Газета «Ставропольская правда»
3 апреля 2002 года