06:00, 7 февраля 2002 года

Сюда приходят за надеждой

Наркологической службе края – 25 лет

"...Мой сын Олег заболел страшным недугом – алкоголизмом и начал гибнуть на глазах. Мы обратились к врачам краевого наркологического диспансера, и вот уже год, как он стал человеком...". "Огромное спасибо главному врачу диспансера Николаю Чистякову за спасение моего мужа и всей семьи...". "Моя жена - хронический алкоголик. Я имею двух детей. Не один раз обращался за помощью в наркодиспансер и всегда ее получал...". "Благодарю за то, что снова могу радоваться жизни и своим внукам и не ощущать на себе осуждающих взглядов родных и знакомых...".

Это лишь несколько строк из огромного числа записей в Книге отзывов и предложений краевого клинического наркологического диспансера. В ней нашла отражение вся 25-летняя история наркологической службы края. Тут не только слова признательности пациентов и их родственников, которым помогли в трудную минуту, но и прощальные высказывания сотрудников, в силу различных житейских обстоятельств покинувших коллектив, и фотоснимки, повествующие о буднях медперсонала в разные годы. Об истории этого лечебного учреждения рассказывают и другие экспонаты музея, расположившегося в уютной комнате на четвертом этаже диспансера. Один из известных ставропольских поэтов оставил здесь в дар поэму, посвященную врачам и медсестрам, несколько художников в благодарность за лечение подарили свои живописные полотна, графические и скульптурные работы. Тут собраны дипломы, грамоты и другие свидетельства высокой оценки труда коллектива.

А сделано за 25 лет немало. По сути, до 1977 года наркологической службы на Ставрополье не было. Людей, страдающих алкоголизмом, лечили в психиатрических больницах, ибо существовала концепция, что тяга к спиртному – это лишь поведенческое отклонение. С начала создания наркослужбы в крае этим занимались всего семь врачей. Только когда в медицинской науке и практике возобладала теория, что алкоголизм – это серьезное хроническое заболевание, началось создание наркологических диспансеров и стационаров, а также наркологических кабинетов при центральных районных больницах.

Сегодня у медиков сомнений в том, что алкоголизм – это тяжелая болезнь, нет. К ней, как и ко многим другим недугам, некоторые люди имеют врожденную предрасположенность. Врачи считают, что иногда играют роль черепно-мозговые травмы, полученные человеком, а также степень индивидуальной устойчивости к алкоголю. Уже изучен весь механизм заболевания, установлено, что женщины и дети быстрее мужчин становятся алкоголиками. Выработаны и различные методики лечения, которое должно продолжаться годами, ибо рецидив возможен в любой момент, если не поддерживать организм в нужном состоянии.

Когда пришло осознание опасности пьянства для общества в целом, в стране стала создаваться наркологическая служба. На Ставрополье у ее истоков стояли такие известные организаторы здравоохранения, как Юрий Зотов, Владимир Байрак, Николай Шибков. Первый стационар открыл в поселке Солнечнодольске на 120 коек главный врач Николай Гвоздиков. Потом появились наркостационары в поселке Капельница у Ессентуков, в Пятигорске при заводе "Пятигорсксельмаш", в Кисловодске – при нарзанном заводе, в Лермонтове – при горно-обогатительном комбинате и др.

Тем, кто незаметно для себя попадал в алкогольную зависимость, помогали от нее избавиться, можно сказать, прямо на производстве. После курса лечения человек снова возвращался на свое рабочее место.

Следующим этапом стала организация межрайонных наркологических диспансеров – в Буденновске, Ессентуках, Минеральных Водах, Благодарном, Шпаковском. Многие из них имели стационары на 80-120 коек и функционировали с полной нагрузкой. Открывались наркодиспансеры и в городах – Невинномысске, Кисловодске, Пятигорске. В них пришли молодые энергичные кадры, выпускники Ставропольского мединститута.

А все нити управления сложным процессом становления новой службы сходились в Ставрополь, в краевой клинический наркологический диспансер, главным врачом которого в 1978 году и главным наркологом края был назначен Николай Чистяков. Все трудности, связанные с поисками помещений, оборудования, комплектования кадрами, организацией лечебно-диагностического процесса, легли на его плечи. Тысячи вопросов ждали решения. Он ездил по районам и городам, встречался с руководителями и хозяйственниками, и в результате появлялись новые очаги борьбы со страшным недугом.

Но тут грянула перестройка, а вслед за ней и реформы. Финансирование здравоохранения сократилось в шесть с лишним раз. Это не могло не отразиться и на наркологической службе. В ней произошли изменения, в том числе и структурные, связанные еще и с отменой принудительного лечения больных алкоголизмом.

Сейчас в крае действуют семь наркологических диспансеров и 25 наркологических кабинетов при центральных райбольницах. В них трудятся более 200 врачей и 300 средних медицинских работников, многие из которых имеют первую и высшую квалификационные категории, почетные звания "Отличник здравоохранения", "Заслуженный врач РФ", "Заслуженный работник здравоохранения".

Среди них немало тех, кто работает с первых лет создания краевой наркологической службы. Это врачи Виктор Малиновский, Степан Захарян, Лилия Морозова, Александр Комаров, Елена Шкулипа, Алла Мищенко, Инна Матеева, медсестры Надежда Романко, Евгения Чернышова, Мария Чиркова, фельдшеры Иван Загуменный, Людмила Михайлюк и многие, многие другие.

Несмотря на то, что некоторые стационары в условиях рыночных преобразований не выжили и закрылись, население продолжало получать наркологическую помощь в диспансерах и кабинетах ЦРБ. И флагманом среди них был и остается краевой клинический наркологический диспансер, который входит в семерку лучших лечебно-диагностических учреждений этого профиля в России.

Долгое время он ютился в тесных, приспособленных помещениях сначала на ул. Объездной в Ставрополе, потом на ул. Артема, но в 1999 году получил четырехэтажное здание на ул. Доваторцев, 54, где и размещается сейчас если не с комфортом, то с условиями, позволившими собрать вместе все подразделения и лучше наладить взаимодействие между ними.

Но потрудиться всему коллективу, чтобы привести это заводское здание, заполненное металлическим и иным хламом, в надлежащий вид, пришлось немало. Четыре месяца врачи, медсестры и санитарки своими руками выгребали, чистили, белили и красили. Главврач не спал ночей, беспокоясь о том, удастся ли провести отопление и воду в бывший склад и как отремонтировать дырявую крышу...

Теперь каждому, кто переступает порог наркодиспансера, прежде всего бросаются в глаза чистота и порядок в кабинетах и коридорах. Здесь функционируют пять отделений: два стационарных – для взрослых и подростков, одно амбулаторное, в котором прием ведут участковые врачи, отделения анонимного лечения и экспертизы, где осуществляется круглосуточное освидетельствование на алкоголь и наркотики.

Наркология – не из самых привлекательных областей практической медицины. Отрезвлять запойных пьяниц, возвращать в нормальное состояние тех, кто, регулярно прикладываясь к рюмке, утратил человеческий облик, отучать людей от застарелых вредных привычек и восстанавливать подорванное ими здоровье – занятие не из легких и приятных. А в последние годы в России и в крае резко увеличилось и количество потребителей наркотиков. Пришлось наркологам расширять свои профессиональные знания и навыки, чтобы бороться с новыми напастями.

К этому времени в Ставропольском краевом клиническом наркологическом диспансере уже была создана современная лечебно-диагностическая база. Сейчас, например, кроме традиционных медикаментозных способов лечения здесь успешно применяются различные виды психотерапии, иглорефлексотерапия, лазеротерапия, гомеопатическая и фитотерапия. Давно освоены кодирование по методу А. Довженко, способы реабилитации больных с химической зависимостью по программе "12 шагов". Специалисты диспансера могут с помощью гемосорбции или плазмофереза быстро очистить кровь пациента, отравленную алкоголем или наркотическими веществами, или провести ее внутрисосудистое ультрафиолетовое облучение.

– В конце минувшего года, – рассказывает заместитель главного врача диспансера Наталья Быкова, – мы получили из Москвы целевым назначением – в рамках реализации федеральной программы – новое уникальное дорогостоящее оборудование американского производства. Оно позволяет с абсолютной точностью и быстро определить, какие наркотические и лекарственные вещества потреблял больной. На вооружении у наших специалистов и другая современная аппаратура: портативные и стационарные приборы для определения содержания алкоголя в выдыхаемом воздухе, аппарат "Стелла" для КВЧ-терапии и т.п. У нас одна из лучших на Юге России токсико-химическая лаборатория, где постоянно осваиваются новые виды исследований.

В краевом наркодиспансере работают не только наркологи и психотерапевты, но и психологи. Ведь одна из основных целей проводимого здесь лечения – изменить взгляды больного на свою жизнь и себя. Мало физиологически освободить человека от алкогольной или наркотической зависимости, надо еще пробудить в нем новое миро-ощущение, желание начать жить по-другому. Поэтому психологи проводят беседы не только с больными, но и с членами их семей.

Специалисты краевого клинического наркодиспансера, как и наркологи, работающие в городах и районах края, периодически выезжают на учебу в Москву, С.-Петербург, другие крупные центры, чтобы повышать свой профессиональный уровень. Они постоянные участники всероссийских научно-практических конференций и съездов. Главный нарколог края Н. Чистяков с целью знакомства с организацией наркологической службы побывал во Франции, Бельгии, Германии, Чехии и в других странах.

После каждой такой поездки в диспансере появляется что-нибудь новое. Перечень медицинских услуг, оказываемых больным, все время расширяется. Особенно в отделении анонимного лечения, действующем на хозрасчетной, т.е. платной основе. Здесь функционируют гипнотарий, фитобар, есть служба неотложной помощи, которую можно вызвать на дом.

А главное – в диспансере создана и поддерживается особая атмосфера доброжелательности и участия, что немаловажно для пьющих людей, многих из которых мучает чувство вины перед близкими из-за того, что они не могут самостоятельно избавиться от тяги к спиртному.

Конечно, о полном выздоровлении большинства больных говорить нельзя, но каждый из врачей-наркологов может назвать десятки фамилий своих бывших пациентов, которые не пьют по десять-тринадцать лет.

Здесь лечат всех, даже тех, кто из-за своей болезни потерял дом и семью. А таких все больше.

– Раньше к нам попадали в основном люди талантливые, неординарные, не сумевшие вписаться в существующую действительность и оттого начинавшие употреблять алкоголь, – с горечью говорит Александр Ситников, 16 лет возглавляющий одно из стационарных отделений диспансера, – а сейчас налицо деградация. Количество пьяниц и наркоманов увеличивается день ото дня. Самое страшное - эти болезни молодеют. Вот сегодня я выписал парнишку 15 лет. Мать у него наркоманка, отец в тюрьме. С 11 лет мальчишка колется. К нам его привезли в тяжелейшем состоянии. Мы не дали ему умереть, подлечили. Но что ждет его дома? Ставрополю как воздух нужен реабилитационный центр.

Над созданием реабилитационного центра, где пациенты наркодиспансера могли бы закреплять результаты лечения, отрываться от опасного окружения и учиться жить без алкоголя и наркотиков, бьется и главврач Николай Чистяков. Он мечтает о том, что найдутся спонсоры и дадут денег на его организацию – хотя бы мест на 15 для начала. Ведь у соседей – в Краснодарском крае, Ростове и Астраханской области такие центры уже есть. Там и церковь активнее участвует в борьбе за человека, желающего избавиться от вредных пристрастий.

Немалые надежды главврач связывает с реализацией краевой целевой программы "Комплексные меры против злоупотребления наркотиками и их незаконного оборота на 2002-2004 годы", которую недавно утвердил губернатор А. Черногоров, а также на то, что общество, наконец, повернется лицом к проблемам пьянства и наркомании, увидит, что России уже грозит потеря генофонда, если и дальше все будет продолжаться, как сейчас, если не начнут спасать молодежь государственными усилиями.

А пока ставропольские наркологи, как и их коллеги в других регионах, сражаются в меру своих сил с коварнейшими врагами, поражающими не только тело, но и душу человека, – алкоголем и наркотиками. Они всегда готовы принять каждого, кто захочет лечиться, и вернуть ему надежду на нормальную жизнь.

«Сюда приходят за надеждой»
Газета «Ставропольская правда»
7 февраля 2002 года