06:00, 7 февраля 2002 года

Бал славянских мелодий

Недавно муниципальный духовой оркестр Ставрополя под руководством заслуженного деятеля культуры России Даниила Осиновского подарил всем желающим концерт "Славянские мелодии" - первый в новом цикле коллектива "Музыка народов мира". Предполагается, что программа будет обновляться каждые два месяца, и за "Славянскими мелодиями" последует "Музыка народов Кавказа".

Вход в краевую филармонию был в тот вечер совершенно свободным - Осиновский сохраняет верность традициям немодного нынче альтруизма в искусстве. Бескорыстие, однако, имеет и негативную сторону: некоммерческое мероприятие никак не рекламировалось, и назвать зал переполненным на этот раз было бы преувеличением. Впрочем, зрителей все же оказалось достаточно, чтобы создать торжественную атмосферу сценического действа и устроить в финале бурную овацию.

А благодарить музыкантов было за что. Бал славянских мелодий, как и полагается в таких случаях, открыл "Полонез ля мажор" поляка Ф. Шопена. Его величавую строгость сменил полет "Фантазии на темы былин Рябинина" А. Аренского. Как объяснил опытный конферансье и директор оркестра Александр Моногаров, именно в конце XIX века композитор познакомился с творчеством гусляра-былинника, певца и собирателя фольклора Ивана Трофимовича Рябинина. Таким образом, "из глубины души народной" родилось это прекрасное произведение. В исполнении оркестра и учащейся краевого училища искусств Людмилы Галуновой (соло на фортепиано) вниманию слушателей были представлены "Сказ о Вольге Святославовиче и Микуле Селяниновиче" и "Сказ о московском воеводе Михаиле Скопине-Шуйском".

Перекличка музыкального творчества с историческими событиями то и дело прослеживалась в новой программе оркестра. Например, "Славянский марш" П. Чайковского был в свое время написан по случаю победы России в русско-турецкой войне – последней в XIX веке. Так же, как и "Прощание славянки" В. Агапкина, исполненное в завершающей части концерта. Здесь Д. Осиновскому пришлось дирижировать не только оркестром, но и залом, аплодисментами задающим ритм музыкантам. В такие моменты даже те, кто не заостряет обычно внимания на собственных патриотических чувствах, не могли не ощутить гордости за богатство родной культуры, так проникновенно отразившей драматические вехи истории славян.

Музыкой, способной превращать человеческие невзгоды и страдания в высокие художественные образы, назвал ведущий прозвучавшие на концерте произведения. А ведь при этом мелодия сочеталась еще и с высокой поэзией. Особое место занимали в программе вокальные номера Марины Гузановой и заслуженного артиста России Бориса Бруснева. "Каватина Людмилы" из оперы "Руслан и Людмила" и романс "Сомнение" М. Глинки, "Соловей" А. Алябьева, "Старый капрал" А. Даргомыжского известны с детства любому мало-мальски образованному слушателю классической музыки. Но умение певцов каждый раз проживать произведение заново открывает все новые глубины этих вокальных шедевров, а заодно – бесконечные грани искусства и человеческой души.

Образностью и выразительностью впечатлил собравшихся "Старый ворчун" Ю. Фучика в исполнении солиста Виктора Решетило (фагот).

Надо сказать, что уже сто лет назад критики отмечали особое значение славянской музыки в развитии не только европейского, но и общемирового искусства. Этому способствовали свойственные только ей обороты, модуляции, построение и богатство мелодий, что, например, в полной мере демонстрируют "Славянские танцы" чешского композитора А. Дворжака. Ему принадлежит знаменитое высказывание: "Сколь бы малой ни была нация, она не погибнет, если будет иметь такую культуру". Сегодня эти слова наводят на размышления от обратного: а если не будет – что тогда?..

Глядя на воодушевленную фигуру дирижера в праздничном фраке, на вдохновенно-сосредоточенные лица музыкантов, их кипенно-белые воротнички с концертными бабочками, мало кто из зрителей мог догадаться, что совсем недавно оркестр пережил тяжелые времена. В первые дни наступившего года коллектив со скандалом перевели из городского ЦДК "Октябрь", за которым он был официально закреплен, под эгиду молодежного культурного центра "Экран". Смена "крыши" вызвана экономическими разногласиями с руководством "Октября". Например, по вопросу использования на нужды ЦДК денег, заработанных оркестром по заключенным договорам и предназначенных на покупку нот и ремонт инструментов. Необходимо отметить, что Д. Осиновский делал все, чтобы не дать в обиду коллектив. Ему даже удавалось из остатков тех самых договорных денег выдавать коллегам в конце года премии в размере... от 80 до 100 рублей. Впрочем, средняя заработная плата оркестрантов составляет, если быть предельно точными, 1005 рублей 92 копейки, и даже "символическая" премия для них – приятный сюрприз.

Разумеется, труд оркестра – и это подтверждают профессионалы - стоит гораздо большего. Все переложения партитур для духовых инструментов Д. Осиновский делает сам. В среднем выходит не менее трех крупных оркестровок в месяц.

Еще одна существенная проблема. У музыкантов по-прежнему нет хорошего репетиционного зала. Ведь новый "хозяин" – центр "Экран", как известно, находится на ремонте и реально помочь оркестру не в состоянии. Правда, их приютил Дворец культуры и спорта профсоюзов, но специально оборудованного помещения там нет. Репетировать иногда приходится в совсем не подходящих для творческого процесса условиях, но оркестранты благодарны руководству Дворца и за это.

Д. Осиновский сложно воспринял решение городской администрации о переводе коллектива на новую базу:

– Подобные истории в жизни оркестра уже были. Сколько можно нас "отфутболивать"? Разве мы заслужили такое отношение? Почему нас попрекают копейками, которые мы получаем? Возможно, мы не работаем на прямую финансовую прибыль, но не бывает экономически выгодного искусства. Во всем мире окупают вложенные в них средства, извините, только похоронные оркестры...

При всем том Даниил Аркадьевич надеется на лучшее. Главное, что оркестр живет и развивается творчески. А надежды дирижера укрепило знакомство с директором "Экрана" В. Тарасовым, доброжелательно принявшим новичков. Вместе с музыкантами будем надеяться, что все неурядицы для оркестра остались позади. А впереди – интересные планы, прежде всего творческие. Помимо цикла "Музыка народов мира" в работе – программы к празднованию 225-летия Ставрополя и 10-летнему юбилею оркестра. Кроме того, в городском бюджете вроде бы заложены деньги на приобретение необходимого коллективу технического оборудования.

Во время концерта "Славянские мелодии" духовому муниципальному оркестру под руководством Д. Осиновского вручена почетная грамота губернатора за вклад в развитие культуры и искусства Ставрополья. Наверняка это далеко не последняя награда музыкантам. Ну а для них лучшей была и останется признательность и любовь благодарной публики.

Ольга МАРКОВА
«Бал славянских мелодий»
Газета «Ставропольская правда»
7 февраля 2002 года