06:00, 30 января 2002 года

Такой актер нам нужен

Он вырос в городе Куйбышеве (ныне вернувшем себе историческое имя Самара) в рабочей семье. Надо сказать, что город слыл театральным с давних времен. Оперный и драматический театры, театр юного зрителя и кукольный, филармония, а летом цирк-шапито успешно работали, привлекая массу зрителей. Тогда в каждой школе, как правило, существовали драматические и хоровые кружки. Драмкружок районного Дома пионеров, руководил которым ведущий актер театра имени Максима Горького Иван Яковлевич Цыганов, славился особенно. Девятиклассник Володя Кутузов туда и пришел, чтобы проверить свои артистические способности. "Пробой пера" стала роль Сережи Тюленина из "Молодой гвардии" Александра Фадеева. И хотя это была самодеятельная, но все же театральная нива.

Рано утром какого-то счастливого дня Володя узрел на афишной тумбе объявление о наборе в театральную студию при театре Горького. Естественно, он был одним из первых, принесших заявление. Конкурс громаднейший: двадцать три человека на место! Набирали всего пятнадцать. После третьего тура экзаменов он увидел в приказе свою фамилию среди зачисленных счастливцев. Руководителем курса был Петр Львович Монастырский – будущий классик, лауреат многих премий, народный артист СССР и бессменный руководитель – сорок лет - академического театра имени Максима Горького.

Чем хороша студия при театре? Тем, что будущий артист с первых своих робких шагов дышит воздухом кулис, окунается в необъяснимую и прекрасную ауру сцены. И, конечно же, тебя сразу же бросают, как щенка в воду, в "половодье" спектаклей. Не ахти какие роли, правда, массовки, но рядом-то кто?! Вот в "Короле Лире" ты стоишь, не чуя ног, с алебардой в руке рядом с Нинель Засухиной, играющей одну из дочерей короля, видишь, как она плачет, произнося монолог, и у тебя текут неподдельные слезы. "Этот парень искренен на сцене и очень органичен", – не раз отмечали мастера театра.

Годы учебы пролетели так незаметно и быстро, что до сих пор Владимир Семенович сам удивляется: да было ли это на самом деле. Было, свидетельствует запись в дипломе: "Актер драматического театра".

Молоденький артист приехал в Нижний Тагил, а оттуда двинул в Красноярск, где проработал восемь сезонов. Самая дорогая роль в театре Красноярска – главный герой Лауренсио в "Дурочке" Лопе де Вега. Сыграл он этого Лауренсио триста пятьдесят раз! На гастролях в Луганске в этой роли его и увидели тогдашний директор Ставропольского театра М. Новиков и главный режиссер С. Рейнгольд. У них сомнений не было: такой актер необходим краевому театру. И В. Кутузов получает официальное приглашение. Так в 1969 году на ставропольских подмостках появился новый актер.

Если сказать, что в славную когорту талантов попал Кутузов в то время – это значит ничего не сказать. Народный артист СССР М. Кузнецов, народные артисты РСФСР Б. Данильченко и В. Фоменко, заслуженные артисты РСФСР А. Бокова, Б. Дымченко, М. Яковенко, в расцвете сил были Л. Барташева, Т. Беспрозванная, З. Котельникова, А. Томас и многие-многие другие. Великолепная плеяда! Володя жадно впитывал все, что давало ему общение с такими мастерами. Особенно радовался, если выпадало счастье работать в "очередь" с ними. Зритель, я думаю, только выигрывал от такого соревнования. В 1971 году талантливый режиссер М. Морейдо поставил пьесу И. Дворецкого "Человек со стороны". В то время она была очень популярна и остра. Главного героя – Чешкова – играет Владимир Кутузов. Хорошо помню тот спектакль: Чешков-Кутузов был ранимым и отзывчивым на беды окружающих человеком, но в то же время это был сгусток воли, энергии, ответственности, жесткости.

После Чешкова роли на Кутузова посыпались как из рога изобилия, хорошие и разные. Можно вспомнить Маглаперидзе в "Законе вечности" Н. Думбадзе, Меженина в "Береге" Ю. Бондарева, Бальтазара в "Комедии ошибок" В. Шекспира, Шаргаева в "Пороге" А. Дударева, Бориса в "Ленинградском проспекте" И. Штока, Семенова в "Мы, нижеподписавшиеся" А. Гельмана, Теляева в "Последней жертве преступной любви" А. К. Толстого, аббата Бурнизьена в "Мадам Бовари" Г. Флобера. А еще он сыграл десятки сказочных персонажей: от королей до людоедов, от купцов до простых крестьян.

Вспоминаю сцену из спектакля "Ревность", где Владимир Семенович играл доктора Коваленко, безнадежно влюбленного во взбалмошную самодурку-героиню. Его объяснение в любви дорогого стоит. Перед нами растерянный, жалкий в своей нерешительности человек, который, получив отказ, и вовсе "слинял", понимая, что теперь уж ему вообще ничего "не светит". Долго сидит Коваленко, осмысливая происшедшее, и надо видеть в этот момент лицо актера: такая на нем гамма чувств! Или другой пример. Реалистичный артист Кутузов настолько вписывается в авангардистский по своей сути спектакль "Ю", что просто диву даешься "легкости" его сцен с окружающими партнерами, какой-то воздушности. Его Степана Ивановича другим просто не представляешь, настолько силен Кутузов в обрисовке образа. Совсем другой Кутузов в "Королевских играх". Его Томас Болейн, королевский казначей, готов родных дочерей продать (и продает, кстати!), лишь бы угодить королю. Его Голутвин в "На всякого мудреца довольно простоты" подл и жалок, продажен и бессовестен настолько, что вызывает у зрителя отвращение. Последняя роль – управляющего в комедии "Люкс" сделана на высочайшем профессиональном уровне. Сейчас Владимир Семенович осваивает облик экзекутора Яичницы в комедии Н. Гоголя "Женитьба". Не сомневаюсь ни на йоту – роль будет отточена до мелочей, потому что сам видел, как сидел Владимир Семенович в гримерной с карандашом в руках над текстом роли. Придя за час до репетиции, он готовился к ней тщательно и глубоко. Вот с кого надо брать пример молодым артистам!

Мастера Кутузова отличают органичность, сценическая раскованность, яркая пластическая выразительность, темперамент, умение максимально заострить характер, выявить в образе неожиданную психологическую краску. За этим стоит многодневный и напряженный труд, невидимый для постороннего глаза. Артист говорит: "Я не могу с налета сделать роль. Всегда иду медленно, ощупью, осторожно, осмысливая все предлагаемые обстоятельства, отношения между персонажами и моим героем. Пока вдруг не озарит, как молния: "Есть!". Потому, наверное, если случаются срочные вводы, Владимир Семенович не любит таких моментов, хотя, как всякий профессионал, готов к ним ежесекундно.

В свое время он заочно закончил государственный институт театрального искусства имени А. Луначарского. Не последнее место в его жизни занимала педагогика. Грим, фехтование он преподавал еще в Красноярске, в училище искусств. Помнят его и студенты Ставропольского культ-просветучилища, и маленькие воспитанники школ № 4 и 14, которых он учил культуре речи и общения. С драмкружком общества слепых артист работал пятнадцать лет, до сих пор вспоминает то время с большой теплотой. И теперь в школе № 5 не нахвалятся его работой с детьми.

В свободное время Владимир Семенович любит посмотреть кино, заняться фотоделом или чеканкой. Разводит рыбок в аквариуме. Летом пропадает на даче, где радуют глаз цветы.

Владимиру Семеновичу Кутузову – шестьдесят пять. Сорок пять из них – жизнь в театре. Все было в этой жизни, но ни на секунду не сомневаюсь, что начни он сначала и... Одним словом, здоровья тебе, Владимир Семенович, долголетия и много-много новых ролей. Уверен, мы еще порадуемся твоим творческим успехам.

Виктор ГОЛЬСКИЙ (Помощник главного режиссера театра по литературной части)
«Такой актер нам нужен»
Газета «Ставропольская правда»
30 января 2002 года