06:00, 30 января 2002 года

Между риском и доверием

В январе 2001 г. краевой Думой был принят закон Ставропольского края "О государственной поддержке организаций, реализующих инвестиционные проекты с привлечением кредитов банков на территории Ставропольского края".

Говорят, хорошие вещи и идеи в рекламе не нуждаются, Субсидированное кредитование – одна из таких идей. Однако о том, что она существует на Ставрополье и каким именно образом она здесь действует, известно далеко не всем. Сегодня первый заместитель председателя правительства края – министр экономического развития и торговли Валерий ГАЕВСКИЙ комментирует итоги и практику льготного кредитования ставропольских предприятий.

– Валерий Вениаминович, из всех возможных вариантов поддержки предпринимательства в крае был избран именно путь субсидированного кредитования. Осознанный или интуитивный это выбор?

– Это был сознательный шаг. Прежде мы имели практику предоставления государственных гарантий в форме залога и поручительства, практиковали также выделение средств краевого бюджета предприятиям напрямую. Но все это себя не оправдало. Отношение предприятий к бюджетным ссудам и кредитам обычно безответственное. Другое дело – система субсидированного кредитования. В ней заключается, по сути, двойная страховка от рисковых ситуаций. Во-первых, поскольку источником инвестиционных средств выступают банки, они дают собственную оценку кредитоспособности того или иного предприятия. С другой стороны, прежде чем тот или иной проект получит бюджетное субсидирование, его экономическая эффективность оценивается краевой конкурсной комиссией. Заемщик знает, что с него будет двойной спрос, а потому "самосознание" растет и попадается меньше авантюристов.

– Двойная страховка на руку кредиторам. А что в этой схеме выгодно предприятию-инвестору?

– Сама суть субсидированного кредитования заключается в том, что организация, прошедшая конкурсный отбор, получает банковский кредит на реализацию своего инвестиционного проекта, при котором три четверти ставки рефинансирования покрываются за счет бюджетной субсидии. Выгоду демонстрирует простая арифметика. Если фактическая стоимость банковских займов – 25% годовых, то стоимость инвестиционных кредитов составляет 6,5%, что соизмеримо с реальной рентабельностью производства. Более дешевого кредитного займа, чем этот, в крае просто нет.

– А потому наверняка от желающих его получить нет отбоя?

– Я отвечу так: если бы мы кредитовали "оборонку", их было бы в десятки раз больше. Но дело в том, что до настоящего времени схема бюджетного субсидирования была направлена на поддержку стратегических, а не тактических замыслов производителей. Речь идет о закупке дорогостоящего оборудования, расширении мощностей действующих предприятий, создании новых производств – то есть о серьезных капитальных вложениях. При этом быстрота окупаемости проекта – одно из главных условий участия в конкурсе. Согласно краевому законодательству, она не должна превышать 24 месяцев. Приоритет отдается социально значимым проектам – тем, которые направлены на увеличение числа рабочих мест или выпуск товаров и услуг, значимых для населения.

Есть и другие оценочные параметры, к которым конкурсная комиссия была особенно внимательна. Например, обязательность предприятия как налогоплательщика. Помню, как один ессентукский предприниматель представил на конкурс проект по расширению производства и расфасовки мороженого. При многомиллионном обороте и штате в сорок шесть наемных работников его годовые платежи в бюджет составили всего 40 тысяч рублей. Получается, что предприниматель, с одной стороны, просит бюджет о помощи, а с другой – всяческими правовыми лазейками уходит от налоговых платежей. Вкладывать "инвестиционный порох" в подобного рода "мокрые дела" нет смысла, и комиссия таким просителям отказывала.

– Кредитование производства всегда сопровождается рисками. Они себя оправдывают?

– Что касается банков, то благодаря предложенной схеме сотрудничества с правительством края они значительно увеличили число потенциальных заемщиков и постепенно стали более заинтересованно смотреть на сферу материального производства. Это как раз тот сектор, за счет которого банки могут сегодня расширять свои кредитные портфели.

Если на стартовом этапе нашим партнером по поддержке инвестиционных проектов выступал исключительно Северо-Кавказ-ский банк Сберегательного банка России, то потом по этой схеме также стали работать банк "Ставрополье", филиалы банка "Еврофинанс", "Газпромбанка" и другие. Порядка десяти кредитных организаций выразили готовность совместно с правительством края финансировать инвестиционные идеи в 2002 году. Среди кредитных организаций впору проводить отдельный конкурс на участие в механизме субсидированного кредитования. И тут тоже могут быть свои отборочные критерии.

Конечно, было бы неплохо, если бы в банки шли заемщики, которые помимо эффективных, быстро окупаемых проектов имеют хорошие финансовые балансы и ликвидное имущество. Но пока этого нет. Я считаю, что выжидательная позиция кредитных организаций в сегодняшней ситуации малопродуктивна. Недополученная прибыль в данном случае намного превышает рисковые издержки.

Что касается оправданности рисков, которые несет на себе бюджет края, то могу сказать следующее. Благодаря схеме субсидирования на один бюджетный рубль в реальный сектор экономики привлекается таким образом более 12 рублей банковских кредитов. Растут объемы производства и соответственно расширяется налогооблагаемая база.

– Есть предприятия, которые уже реализовали заявленные инвестиционные проекты и полностью рассчитались по кредитам. Каков опыт первопроходцев?

– Например, ОАО "Пятигорский хлебокомбинат" в 2000 г. взяло кредит в размере полумиллиона долларов США на приобретение итальянской линии по производству сахарного печенья мощностью 6 тонн в сутки. Генеральный директор комбината Виктор Акульшин признается, что осилить самостоятельно кредитный заем предприятию тогда было не под силу. В некоторой степени, конечно, приходилось рисковать и комбинату, и Сбербанку, и правительству края.

Однако результат оправдал все риски и ожидания. Линия успешно функционирует. Двенадцать видов нового пятигорского печенья пришлись по вкусу и уже завоевали несколько почетных дипломов на выставках в Москве, Краснодаре, Астрахани. Расширилась география продаж: Волгоград, Махачкала, Владикавказ, другие южные города, а также торговые точки столицы. Установка линии позволила увеличить число работников на 56 человек. Если в 1999 г. предприятие заплатило в краевой и местный бюджеты 2,6 млн. рублей налогов, то в 2000 г. эта сумма составила 3,3 млн. рублей, а по итогам девяти месяцев прошлого года – 5,4 млн. рублей. Немаловажная деталь: за счет досрочного погашения кредита предприятие сэкономило 763 тысячи рублей бюджетных средств.

Ярким примером эффективного использования бюджетных средств является инвестиционное предложение пятигорского ОАО "Холод". За период реализации проекта "Увеличение производственных мощностей цеха мороженого" численность работающих на предприятии возросла на 243 человека. Налоговые поступления в краевой и местный бюджеты за 2000 год составили 8,7 млн. рублей, а за 9 месяцев 2001 года – уже более 12,5 млн. рублей. Экономия бюджетных средств составила 1,05 млн. рублей, или почти половину от запланированных субсидий. Естественно, комиссия в конце 2001 года единогласно приняла решение о выделении предприятию еще одного субсидированного кредита.

Значительную бюджетную эффективность дал инвестиционный проект ЗАО "СтавТелеСот", реализация которого была начата еще в 2000 г. Если в 2000 г. предприятие заплатило 13 млн. рублей в виде налогов в краевой и местный бюджеты, то уже по итогам 9 месяцев 2001 г. - почти 43 млн. рублей. Причем за счет быстроты реализации проекта было сэкономлено 986 тыс. бюджетных рублей.

Такой результат также позволил конкурсной комиссии с вниманием отнестись к новым инвестиционным планам ЗАО "СтавТелеСот".

– А есть ли какая-то отраслевая приоритетность в отборе инвестиционных проектов?

– По большому счету – нет. Мы готовы поддержать любую отрасль, если, конечно, предложенный проект действительно стоящий и выдерживает условия конкурса. За период действия механизма субсидирования процентных ставок по инвестиционным кредитам государственная поддержка была оказана 88 предприятиям различной отраслевой направленности, среди которых 34 субъекта малого предпринимательства. Отмечу также, что организации пищевой промышленности и агропромышленного комплекса составляют в их числе 42%.

Конечно, различные отрасли проявляют разную степень активности. Я с сожалением отмечаю, что конкурсный отбор прошло только одно предприятие легкой промышленности. Наблюдается и определенная "географическая" инертность. Мне трудно понять мотивы, по которым тринадцать районов и городов края не представили на конкурс ни одного достойного инвестиционного предложения, а еще семь, в том числе, как ни странно, Невинномысск, предложили всего по одному проекту. Если это издержки элементарной неинформированности, то надеюсь, что интервью их устранит.

Единственный акцент, который мог бы отметить в подходах конкурсной комиссии, – это наше особое внимание к сектору наукоемких технологий. В 2001 году субсидированные кредиты получили ставропольский завод "Монокристалл", входящий в пятерку мировых лидеров по производству искусственных кристаллов; ОАО "Аналог-Пасты", предложившее проект освоения производства электродных материалов для радиоэлектронной техники нового поколения; известный своими новациями георгиевский завод "Специнструмент" и целый ряд других предприятий края, являющих собой образцы союза науки и практики.

Среди новых проектов могу назвать интересное инвестиционное начинание ООО "Алкат" из Минеральных Вод. Это малое предприятие осваивает выпуск нового вида утеплителя-пепоизола – материала, не поддерживающего горение, с высокой степенью прочности и сроком службы до семидесяти лет.

Кстати, говоря об отраслевом протекционизме, не могу не отметить, что с прошлого года правительство края стало применять аналогичную схему субсидирования процентных ставок по кредитам для сельскохозяйственных предприятий, закупающих сельхозтехнику. В частности, мы субсидировали приобретение двадцати шести комбайнов, и уже в этом году принято решение о льготном кредитовании закупки еще 51 комбайна "Дон-1500" и СК-5 "Нива".

– Какой общий финансовый результат применения схемы поддержки инвестиционных проектов в крае? Сохранится ли она в 2002 году?

– Размер выплаченных из краевого бюджета субсидий составляет 32,48 млн. рублей. За счет этого в реальный сектор экономики привлечено более 500 млн. рублей дешевых банковских кредитов. В 2002 году правительством края предусматривается выделить на эти цели порядка 65 млн. рублей. Вот и считайте, сколько кредитных ресурсов мы сможем привлечь в реальный сектор. Схема оправдала себя, и мы будем расширять число ее участников.

Елена МИХИНА
«Между риском и доверием»
Газета «Ставропольская правда»
30 января 2002 года