Новый УПК РФ: думский бестселлер
В Ессентуках в администрации Кавминвод прошло оперативное совещание руководителей органов предварительного следствия при МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации в Южном федеральном округе. В программе совещания значились подведение итогов работы и задачи по совершенствованию деятельности в 2002 году. Приветствовали прибывших из всех субъектов ЮФО руководителей следственных управлений заместитель главы администрации Кавминвод Н. Лукьянов и начальник управления УВД на КМВ В. Силантьев. Вел совещание заместитель начальника Следственного комитета при МВД РФ Е. Тимлев.
Причина, по которой солидное собрание силовиков проходило на Ставрополье, заключается в том, что ГУВД СК – одно из стабильно действующих подразделений в системе МВД России.
Несмотря на то, что мероприятие по своей сути было закрытым для прессы, его участники охотно делились с журналистами соображениями по болевому для них вопросу, также вынесенному на обсуждение, - новациям, связанным с вступлением с первого июля в законную силу нового Уголовно-процессуального кодекса РФ.
Документ долгожданный (по действующему УПК страна живет 40 лет) и долго дебатируемый в российской Госдуме, судя по настроению участников совещания, большого прилива энергии у них не вызывает.
Заместитель начальника ГУВД – начальник следственного управления ГУВД Ставропольского края А. Лубянко считает, что с вступлением в законную силу нового УПК вообще начнется новый ритм работы следователей, так как меняется всё – от стадии возбуждения уголовного дела, производства следственных действий до завершения расследования. Это внесет коррективы в работу следователей ЮФО, которые совместными усилиями расследуют, так сказать, межрегиональные преступления.
Некоторое замешательство просматривалось в ответах заместителя начальника Следственного комитета при МВД России генерал-майора Е. Тимлева:
– Не всё в новом УПК прописано четко, чтобы этот инструментарий был удачно использован. Уже сегодня есть вопросы, которые требуют доработки.
Какие, генерал не стал конкретизировать. Но если, еще не вступив в законную силу, новый закон уже вызывает определенное беспокойство, то, может быть, есть смысл по итогам обсуждения в регионах выйти в Думу с законодательной инициативой? С такой постановкой вопроса корреспондента "СП" Е. Тимлев согласен:
– Беспокойство есть не только в системе МВД, но и в других силовых ведомствах. Мы сейчас готовим свои предложения и, возможно, внесем их еще до введения нового УПК. К слову, представитель президента в Госдуме России А. Котенков во время принятия Кодекса говорил о возможной апробации отдельных норм УПК и их дальнейшего изменения по итогам работы за год. Сейчас же мы находимся в стадии осмысления, и, видимо, придется всем сесть за парты.
Одно не вызывает сомнений: новый УПК, представленный Совету Европы, заметно расширяет права и свободы граждан, а именно - подозреваемых, обвиняемых и потерпевших.
– Абсолютно правильный вопрос: мы тоже заинтересованы в том, чтобы отдельные нормы Кодекса касались не только следователей и прокуратуры, но и суда, – ответил корреспонденту "СП" Е. Тимлев. - Есть примеры, когда мы заканчиваем следствие, а уголовные дела не рассматриваются в судах годами. Сейчас в УПК появились нормы, регламентирующие деятельность судов. Наконец-то процесс от совершения преступления до вступления в силу приговора будет значительно сужен.
Уже по этим кратким высказываниям понятно, что изменения в Кодексе неизбежны. Права депутат Госдумы РФ Е. Мизулина, когда говорит, что Уголовный кодекс – кодекс для преступников, а Уголовно-процессуальный – для законопослушных граждан. Вот бы еще их гражданам России выучить вместе с силовиками...
26 января 2002 года