06:00, 18 января 2002 года

Все меньше барьеров на трудной дороге

Откровенно говоря, собирая в "Ставрополке" уже в третий раз "круглый стол" по проблемам людей с ограниченными возможностями, мы опасались, что он может стать слепком с двух предыдущих. Однако, несмотря на то, что ухабы и тернии в жизни инвалидов остались прежние, тональность встречи представителей краевых ведомств, ученых кругов и общественных организаций оказалась все-таки несколько иной, чем раньше, – не столь накаленной, более взаиморасполагающей.

Потепление, как оказалось, было вызвано причиной приятной и долгожданной: наконец-то в 2001 году финансирование социальной сферы растопило, казалось, уже вечную мерзлоту целого ряда вопросов реабилитации.

– Краевая программа 2000 года по реабилитации инвалидов, - сообщил замминистра труда и социальной защиты населения края А. Антоненко, – была выполнена почти полностью. Из программы, утвержденной на 2001-2003 годы, часть ее тоже уже реализована. На это потрачено более 51 млн. рублей. Сегодня на Ставрополье нет очереди на протезирование. Вскоре протезно-ортопедические предприятия края начнут выпускать функциональные протезы, на которых даже можно играть в футбол. А уже в первом месяце года наступившего планируется ликвидировать очередь на кресло-коляски, трости и другие малые средства реабилитации. Переговорные пункты оборудованы усиливающими устройствами для слабослышащих инвалидов. В двух ставропольских телекомпаниях новостные блоки снабжены сурдопереводом. В ближайшей перспективе предполагается свести к нулю очередь на спецавтотранспорт.

Последний момент наверняка вызовет среди ставропольцев, имеющих право на такой транспорт, особую реакцию. Эти пресловутые очереди стали на Ставрополье притчей во языцех (в 1999 году инвалиды Великой Отечественной войны худо-бедно получили 115 машин, а инвалиды от общего заболевания – ни одной!). И вот на заседании "круглого стола" прозвучало обещание, что с таким положением будет покончено. Основания верить в это вроде бы уже имеются: в 2001 году заветные авто получили 760 инвалидов ВОВ и 544 инвалида других категорий.

Конечно же, для людей с ограниченными возможностями ни что так не важно, как восстановление уже подорванного здоровья или, по крайней мере, поддержание его на одном уровне без возможных ухудшений. Поэтому выступление замминистра Т. Коробовой было воспринято с особым интересом. Какова реабилитационная база нашего края сегодня? Здесь у нас не густо, но и не пусто: есть лечебно-профилактические учреждения, госпиталь для ветеранов и не начавшая работать в полную силу Кумагорская больница. Да еще возможность лечиться, правда, в особенно тяжелых случаях, в курирующих край клиниках Москвы и Санкт-Петербурга.

А вот с санаториями, пригодными для инвалидов-колясочников, дела на Ставрополье не важные. Единственного более-менее подходящего для этих целей санатория "Лесная поляна", поделилась Т. Коробова, мы можем лишиться. Принадлежащий ФНПР, он вот-вот может подвергнуться перепрофилированию. Минздрав края просит ФНПР не делать подобных шагов, но, чем закончатся переговоры, пока не известно.

И все-таки Ставрополью есть чем гордиться. В ессентукском санатории им. Калинина, где реабилитируются больные диабетом, работает школа, в которой врачи обучают пациентов особой медицинской методике. Сегодня она известна уже за пределами Юга России.

Льготное лекарственное обеспечение. Эта проблема навязла в зубах у каждого, кто имеет на него льготы и кто за его исполнение отвечает в крае. Но по сравнению с гиблым 2000 годом в 2001-м, считается, ситуация улучшилась. Связано это с исполнением двух законов – "О ветеранах" и "О социальной защите инвалидов". В 2002 году минздрав края по-прежнему возлагает надежды на эти законы, а также на централизованные (по распоряжению губернатора) закупки лекарственных средств для стационаров края.

Но если в лекарственном обеспечении инвалидам есть хотя бы на что уповать, то ситуацию с трудоустройством легче характеризовать сакраментальной фразой: пациент, скорее, мертв...

И это несмотря на то, что, как утверждает консультант департамента федеральной службы занятости по СК В. Манойло, благодаря департаменту в прошлом году инвалидов трудоустроено больше, чем в 2000-м. На фоне общего числа безработных среди людей с ограниченными возможностями эти достижения (не в обиду будет сказано) – сущий пустяк. Одна радость: у лишенных возможности созидать есть другая – получать пособие по безработице.

– Но в чем парадокс, – возмущался представитель департамента. - В прошлом году у производственников был уникальный шанс: служба занятости возмещала им затраты по оплате труда инвалидам. Но они этим шансом не спешили воспользоваться. Плохо и то, что подобная информация не всегда своевременно доходит до руководителей предприятий, как, впрочем, и до общественных организаций, которые, кстати, и сами имеют свои предприятия и с которыми в последнее время возникают серьезные сложности. Связано это с тем, говорил председатель правления краевой организации ВОИ Б. Макрушин, что их вытесняют из арендованных помещений.

Ну а если вернуться к аргументам представителя службы занятости и брать за первопричину безработицы среди инвалидов все-таки отсутствие необходимой квалификации, то в этом нет ничего удивительного. Специальное учебное заведение, дающее профессиональные навыки, в крае лишь одно – Ессентукский центр реабилитации для молодых инвалидов. И еще в некоторых вузах края есть льготы при поступлении.

Поговорить о профессиональном либо общем образовании людей с ограниченными возможностями более предметно, увы, было не с кем. Вот уже который раз собравшиеся за "круглым столом" в "Ставрополке" не удостаиваются чести пообщаться с представителями министерства образования.

В какой-то степени этот пробел восполнил разговор представителей общественных организаций с заведующим кафедрой социологии и социальной работы СКГТУ В. Шаповаловым. Впрочем, беседа с профессором была гораздо шире и касалась вообще положения человека с ограниченными возможностями в нашем обществе. Как считает профессор, опыт цивилизованных стран и тех же канадцев, с которыми мы сотрудничаем в вопросах реабилитации людей с ограниченными возможностями, сегодня нам подсказывает: необходимо не изолировать инвалидов, а интегрировать их в общество. И начинать нужно с детского сада.

– Вы нигде в Канаде не найдете специальных садиков – есть только общие. И уж тем более в цивилизованном мире нет такой школы, как в Ставрополе – №33... Дети-инвалиды должны учиться в обычных школах, как и во всем мире, но это требует больших затрат. И все-таки к этому надо стремиться, – подчеркнул В. Шаповалов. Впрочем, это суждение оказалось не бесспорным...

Образование – лишь одна ступень из тех, что пока отделяют в нашем обществе человека с ограниченными возможностями от социальных благ. О том, что на Ставрополье делается для преодоления этих ступеней, рассказали замминистра культуры края В. Лычагин и начальник отдела комитета СК по физкультуре и спорту В. Фомин.

Ныне в известной всему краю библиотеке для слепых появилось место пользования персональным компьютером с выходом в Интернет. Правда, если бы удалось сделать к ней пристройку, то ее услугами могли бы пользоваться не только люди с нарушениями зрения, но и другими недугами, – делился В. Лычагин.

О спартакиаде людей с ограниченными возможностями, проходящей ежегодно в крае, знают уже многие. Но оказывается, это, безусловно, благое с первого взгляда дело имеет своих критиков в общественных организациях. Спартакиада была названа на "круглом столе" издевательством. Такой пассаж, как выяснилось, был вызван не тем, что такое мероприятие не нужно. Нет. Просто инвалидам хотелось бы заниматься спортом и физкультурой не раз в год, а постоянно.

С этим мнением целиком согласен В. Фомин. Он в своем выступлении затронул болезненную тему отсутствия и спортивной базы, особенно в районах края, для людей с ограниченными возможностями, и тренеров, и преподавателей. Поэтому спорткомитет обратился в СГУ с предложением подготовить таких специалистов. Ну а для инвалидов-колясочников, желающих заняться активными видами спорта, есть приятная информация: закуплены спецколяски, в которых даже баскетбол станет возможен.

В заседании "круглого стола" участвовал также директор краевого центра социального обслуживания населения П. Горбачев, рассказавший о том, чем сегодня "дышит" вверенное ему заведение, в котором проживают немало инвалидов ВОВ. Сами же присутствующие на встрече ветераны оказались вполне довольны тем, как они себя чувствуют в этом учреждении. Хотя слово "учреждение" употреблять здесь неуместно, поскольку сами старики называли его "нашим домом".

Разумеется, круг участников этой встречи (а присутствовали представители шести общественных организаций) обусловил и очень обширные рамки разговора. Однако стоит, наверное, сказать, чего все-таки из еще не упомянутого можно ожидать ставропольским инвалидам в нынешнем году и что принародно озвучил начальник отдела реабилитации инвалидов минтруда и социальной защиты населения края А. Гайдуков.

По улицам краевого центра пойдет троллейбус, в который спокойно можно попасть на коляске. На ней же можно будет оказаться в госадминистрациях, поликлиниках и некоторых других социально значимых учреждениях. Паспортизация таких объектов уже проведена, и на создание их доступности заложено девять миллионов рублей в краевой программе реабилитации инвалидов на 2002 год. Особенно популярные передачи местного телевидения тоже, возможно, будут выходить в эфир с сурдопереводом. Вступит также в строй спецоборудование, которое даст возможность создать 85 рабочих мест для незрячих инвалидов...

«Все меньше барьеров на трудной дороге»
Газета «Ставропольская правда»
18 января 2002 года