19:39, 17 июля 2025 года

Любовь со второго взгляда: история ставропольской семьи

Страшно представить, но невеста могла бы пройти мимо своего счастья. А потом, спустя десятилетия, и ее дочь.

Послевоенная история любви

Они родились ровно сто лет назад в один день и ушли из жизни в один год. Жительница села Дербетовка Апанасенковского округа Людмила Ковалёва, вспоминая о своих родителях, время от времени смахивает набежавшую слезу, свидетельствующую о нежной дочерней любви и светлой памяти о самых дорогих на свете людях.

– Мама окончила школу в 1942 году, – рассказывает она, – это был последний выпуск десятиклассников перед оккупацией. Дальше – учеба в буйнакском финансовом техникуме.

Нина уже готовилась к защите диплома, когда получила предложение руки и сердца от одного перспективного райкомовского работника. Надо сказать, дефицита внимания сильного пола у нее не было: красотой и умом бог не обидел. И, наверное, свадьба состоялась бы, если бы не появился на ее пути новый поклонник. Правда, при первой встрече он не произвел на нее особого впечатления. Худой, глаза впалые, если чем и любоваться, то только боевыми медалями на груди. Это уже потом, гораздо позже, она узнала: парень только что из госпиталя, перенес операцию. Но ухаживать за понравившейся девушкой силы у него нашлись. К тому же Валентин, человек мастеровой, никакой работы не боялся. Квартирная хозяйка Нины тетя Надя сразу разглядела в нем самые лучшие мужские качества: надежность, верность, порядочность. Любой инструмент его рукам был послушен: что топор, что лопата или пила, что рубанок. Он даже шить умел! Вот кто будет хорошим мужем! Девушка только посмеивалась над ее советами, заверяя, что солдат не в ее вкусе. Однако со свадьбой почему-то решила повременить.

Три года длилась их дружба по переписке, письма его были умные, интересные. Райкомовский жених давно устал ждать и со временем исчез из ее жизни. Потом, когда Нина вновь встретилась с Валентином, она вдруг удивилась: не такой уж он и неказистый, каким показался вначале. Солдат возмужал, окреп, отошел от военных невзгод. Да он был просто красавец! Ну как такому было отказать? Конечно, она стала его женой!

Очень рада была этому событию квартирная хозяйка:

– Я же тебе говорила, что он лучше всех!

Тетя Надя была на свадьбе Нины вместо матери. Она и дату регистрации выбрала – как раз на Красную горку, то есть через неделю после Пасхи:

– Этот день самый удачный для создания семьи, вот увидите!

Вскоре Валентин отбыл в часть по служебным делам, и роман в письмах продолжился. Первенец появился на свет без него, роды были тяжелыми, и все тяготы этого периода легли на плечи тети Нади.

А слова ее про Красную горку оказались пророческими: 61 год в любви, уступках и взаимном уважении прожили супруги Нечаевы. Помотала их военная судьба по Советскому Союзу, после службы в Туркмении здоровье главы семейства пошатнулось, пришлось уйти в отставку. Но и на гражданке высококвалифицированный связист и строитель не остался без работы. В селе Долгодеревенском Челябинской области за полгода он бревенчатый дом своими руками возвел. Правда, семья влезла в долги. Пришлось бы многие годы за него рассчитываться, да помог счастливый случай: в лотерею выпал выигрыш – автомобиль «Москвич». Машину продали, с долгами разобрались, еще всей семьей в гости к тете Наде съездили. Подарки близким купили: кому телевизор, кому радиоприемник, кому мопед достался. Когда переехали в Дербетовку, на родину Нины, глава семейства вновь построил дом.

Погас огонёк

Любовь всегда, во все периоды жизни освещала путь супругов Нечаевых. Нина Сергеевна уже на пенсии была, когда выпали ей испытания непростые: заболела так, что пришлось ампутировать ногу.

– Ох, как папа за ней ухаживал, – вспоминает Людмила Валентиновна. – Он терпеливо уговаривал ее принимать лекарства, кормил как ребенка, и она одному ему только и подчинялась, верила, что все еще наладится. И жизнь продолжалась до очередного обострения.

Когда Нина Сергеевна умерла, супруг ее сразу сник, погас огонек в его глазах. Разум отказывался верить в случившееся. Сидя у гроба, он попросил дочку:

– Люда, сделай ей платок как-нибудь по-другому, зачем ее, словно старуху, под подбородок повязали?

А ведь ей было тогда уже за восемьдесят, от былой красоты не осталось и следа, мучительная болезнь исказила некогда прекрасные черты, но для любящего сердца она и в этот момент была милее всех на свете. Через три месяца умер и Валентин Степанович.

Прошло после того печального события 15 лет, но память вновь и вновь возвращает Людмилу Ковалёву в счастливые времена, когда еще были живы и родители, и старший брат, подполковник Советской армии Владимир, скоропостижно скончавшийся в самом расцвете лет, в 45.

Маму надо слушать!

А ведь и своим семейным счастьем Людмила Валентиновна обязана матери, даже двум – родной и свекрови. Но это уже совсем другая история любви. А началась она с… развода. После неудачного замужества с маленьким ребенком на руках Людмила вернулась в Дербетовку. Устроилась в детский сад, стала участвовать в художественной самодеятельности. Здесь познакомилась с Верой Яковлевной Ковалёвой, которая очень хорошо пела и играла на балалайке. А еще всей душой привязалась к Славику, сыну Людмилы. Как-то обмолвилась:

– Вот бы ты с Сашей моим подружилась, он скоро из армии должен прийти.

Возникла неловкая пауза, ведь после развода молодая женщина поклялась жить одна и посвятить себя исключительно ребенку. А когда Александр демобилизовался, старалась не замечать его совсем. Хотя, если честно, он ей очень понравился – но как же тогда ее клятва?! Конечно же, была она произнесена сгоряча. Ведь русские люди, согласно поговорке, обжегшись на молоке, и на воду дуют.

А настойчивый парень постоянно возникал у нее на пути и оказывал всяческие знаки внимания. Дома тоже шла «обработка»: кавалер пришелся по душе и родителям. Мама все время твердила:

– Не собираешься замуж – так хоть общайся с ним по-человечески, не прогоняй, ведь хороший же парень, видно, что ради тебя готов на все.

Приближался Новый год, и занятая концертными хлопотами Людмила (она же Снегурочка) вдруг с ужасом обнаружила, что некому играть роль Деда Мороза – артист подвел. А тут на глаза как раз попался Александр. Вот она и решила проверить его. Облачиться в сказочного персонажа он охотно согласился, но волновался страшно. Кое-как отыграли спектакль, но зрители волнения даже и не заметили. Уже потом, когда поженились, признался, что страшнее испытания, чем это, в его жизни не было. Но ради любви пришлось переступить через себя. И сердце Снегурочки оттаяло. Надоело притворяться равнодушной к ухаживанию парня.

Свадьбу они сыграли аккурат на Красную горку, так счастливо совпало, а может, мама Нина подсказала волшебную дату. Славика Александр сразу же усыновил, а потом в семье появились еще двое мальчишек.

– Саша никогда ни в чем не упрекнул меня, одинаково относился ко всем детям, и они отвечали ему искренней привязанностью и любовью, – говорит Людмила Валентиновна.

Все они давно уж взрослые самостоятельные люди и подарили родителям троих внуков. Александр и Людмила недавно отметили 46-ю годовщину семейной жизни. Людмила Валентиновна – известный в районе работник культуры, она по-прежнему органична в любой роли на сцене, в том числе и Снегурочки. Александр Геннадьевич в своей Дербетовке тоже не последний человек. Всю жизнь он проработал в местном колхозе водителем водовоза, потом механиком, мотористом. Сейчас на заслуженном отдыхе, его отдушина теперь – гараж, и он один из лучших в селе мастеров по ремонту автомобилей. А знаете почему? Другие специалисты молча устранят неполадки, и все. А Александр водителя кофейком угостит и рядом с собой оставит:

– Учись, студент, в следующий раз сам можешь так сделать!

Клиентов при таком сервисе у него, конечно, убавляется, а уважения людского, наоборот, прибывает. Но это выбор самого мастера.

С любовью и нежностью смотрит на него супруга и словно папку своего (так мило, по-домашнему, звала она его в детстве) узнает. Тоже добрая душа, тоже мастер на все руки.

Как хорошо, что все эти годы Саша рядом, а ведь могла бы проглядеть, упустить свое счастье. Не зря все-таки мама говорила:

– Не суди по первому впечатлению, присмотрись к человеку.

Трудно представить, что была бы она так же любима и счастлива, если бы не прислушалась тогда к ее словам.