На Ставрополье активно развиваются социальные практики для старшего поколения
В России сегодня масштабно и многообразно развиваются социальные практики, направленные на оздоровление и повышение качества жизни старшего поколения. На Ставрополье действует целый ряд направлений этой работы, зарекомендовавших себя как вполне отвечающие современным потребностям общества. Положительный опыт накоплен многими социальными службами практически в каждом муниципальном и городском округе. Министерство труда и социальной защиты населения Ставропольского края координирует это направление в рамках регионального проекта «Старшее поколение» национального проекта «Семья».
Как рассказали в министерстве соцзащиты СК, подведомственные учреждения отрасли стремятся максимально оптимизировать нетрудовые затраты специалистов путем автоматизации процесса соцобслуживания. Сегодня все соцработники и помощники по уходу обеспечены планшетами или смартфонами для ведения учета услуг, эти данные вводятся в центральную базу. Автоматизирован и процесс расчета стимулирующих выплат социальным работникам и помощникам по уходу, в рамках которого формируется рейтинг эффективности показателей качества исполнения трудовых обязанностей. К этому социальная сфера Ставрополья шла несколько лет, осваивая принципиально новые возможности и технологии. Пионером этой работы выступил коллектив Грачевского центра социального обслуживания населения, успешно внедривший передовые методики в работу с гражданами старшего поколения, а затем и с другими категориями населения округа - семьями с детьми, семьями в трудной жизненной ситуации, многодетными. Формы работы при этом самые разные, в зависимости от потребностей людей, говорит начальник Грачевского ЦСОН Татьяна Королевская:
- Ежедневно на площадках центра в различных творческих и оздоровительных кружках по интересам занимаются пожилые люди, которых сюда доставляют на транспорте центра из всех населенных пунктов округа. Они здесь поют, танцуют, рисуют, осваивают войлоковаляние, работу по дереву… Успешно действует у нас формат «Дружные соседи». Все направлено на живое общение, ведь большинство наших подопечных - одинокие люди. Бывает, у кого-то близкие родственники работают далеко, поэтому заботу о таких берет на себя центр. В 14 отделениях на дому ежедневно обслуживается 1200 пожилых людей. В течение года происходит некоторая ротация и число таких достигает 1500 человек.
В соответствии с законодательством право на получение социальных услуг имеют женщины с 55 и мужчины с 60 лет, а также инвалиды от 18 лет, несовершеннолетние. Количество и виды услуг определяются текущими потребностями. Тут и уборка, и приготовление пищи, и стирка, и доставка продуктов, и оплата коммунальных услуг. Также «на дому» пользуется спросом виртуальный туризм - соцработники на планшетах показывают старикам интересные достопримечательности, они это очень любят и всегда просят еще. При желании обучаются в центре и компьютерной грамотности, правда, пока таких мало. Своя специфика у сельской местности: часто пожилым людям нужна хозяйственная помощь - подкрасить что-то, подремонтировать, убрать в огороде и во дворе. Часть услуг, оказываемых дополнительно, - по социально низким ценам, по тарифам, утверждаемым ежегодно министерством. Таким образом, обслуживание есть бесплатное, частично либо полностью оплачиваемое, в зависимости от уровня дохода и прожиточного уровня.
Во всех населенных пунктах округа есть закрепленные соцработники, это, подчеркивает Т. Королевская, важно для своевременного оказания помощи. Все соцработники и помощники по уходу прошли соответствующее обучение, не отстают от новых веяний: периодически переобучаются, обязательно проходят медосмотр. Еще одна особенность работы на селе – приходится ежедневно много ходить пешком, порой добираться до дальнего хутора, от этого зависит нагрузка – число опекаемых и виды услуг. График пишется на неделю и месяц, а это дело трудоемкое, требующее «бумажной» занятости.
- Вот почему, узнав о возможностях автоматизации, надумали мы внедрить это у себя, - рассказывает Татьяна Королевская. - Первыми в крае купили заведующим отделениями ноутбуки и установили специальные программы учета клиентов, количества и видов услуг. Программа позволяет по любому показателю проводить аналитику. Это наглядно проявляется при подведении итогов работы: их теперь считает машина. Вскоре новые технологии увлекли и остальных соцработников, закупили и для них планшеты, с которыми они теперь ходят к получателям услуг. Затем к планшетам добавились смартфоны, информация оперативно поступает от каждого. Так и время экономится, и подсчет стал более объективным. Из 273 штатных сотрудников центра 160 - соцработники, и все они успели убедиться в пользе новых технологий. У каждого программа отражает его работу в баллах, а от этого зависит размер премии каждому конкретно. В общем, наглядно видны успехи или пробелы, причем и по каждому персонально, и в целом по отделению. Тут премия «по блату» просто невозможна. И знаете, сразу люди показали огромную заинтересованность в этом формате.
Следующим шагом стала электронная анкета для пользователей услуг: в ней граждане пишут, какие услуги им нужны, что нравится в работе соцслужбы, а что нет. Кроме того, в смартфонах установили модуль геолокации, позволяющий видеть все передвижения соцработника по конкретным адресам. Сделано это не для того, чтобы следить за каждым, просто такой формат удобен, например, при возникновении необходимости оперативно поменять график, если нужно кого-то подменить. Теперь это делается буквально мгновенно, нажатием кнопки, если вдруг заболел сотрудник центра или изменилось количество получателей услуг, а такое бывает часто, когда раздается телефонный звонок и человек просит о помощи. В этой ситуации заведующему отделением очень просто найти замену заболевшему или дать дополнительное поручение сотруднику, который может оказать требуемую услугу. Все данные геолокации хранятся на общем сервере и в облаке, ничего не сотрется и не пропадет. Ну и конечно, внедрение геолокации дисциплинирует работников, повышает чувство ответственности каждого и причастности к единому коллективу.
Грачевский ЦСОН за 32 года своей деятельности успел поучаствовать во многих пилотных проектах отрасли, в частности, в направлении ухода за пожилыми, маломобильными гражданами в домашней среде. Это особенно важно для пожилых людей, стремящихся проживать дома, что благоприятно сказывается на их здоровье - и физическом, и психологическом. Соцработники практикуют и обслуживание в выходные дни, тесно сотрудничая с родственниками своих подопечных . А вот для совсем одиноких стариков они становятся практически родными людьми.
Критерий эффективности работы соцработника определяется такими показателями, как объем предоставляемых услуг, государственных и дополнительных, объем средств от платных услуг, отсутствие замечаний и жалоб, оценка отделения в целом, есть услуги длительного времени предоставления, есть оказываемые услуги повышенной сложности. Но цены все социально низкие, рассчитанные на пенсионеров. Например, востребована у пожилых доставка продуктов на дом, оплата коммунальных услуг - не каждому по силам дойти до пункта оплаты, и на помощь приходит соцслужба.
- Автоматизацией довольны все - и соцработники, и население, - делится Т. Королевская. - Теперь время, ранее занятое заполнением бумаг, полностью отдается нашим получателям услуг. Поскольку наш центр был в числе первых, освоивших автоматизацию, к нам стали приезжать за опытом коллеги и из районов края, и даже из других субъектов Федерации. Недавно по этому вопросу на нас вышли коллеги из Донецкой Народной Республики, мы проводим для них консультирование в видеорежиме, чувствуется, это направление их увлекло. Наши сотрудники нередко выступают в роли обучающих консультантов, вебинары по автоматизации проводим до сих пор. Тут есть и моральная сторона вопроса: быть технически подкованными сегодня модно, современно, престижно.
Наиболее интересным внешним выражением автоматизации в Грачевском ЦСОН называют электронную доску почета: по итогам данных планшетов и смартфонов социальных работников в конце каждого месяца программа сама подсчитывает и называет десять лучших, их фотографии сразу появляются на электронной доске в холле центра. Соответственно, так же автоматически программа рассчитывает премию, причитающуюся конкретному сотруднику. Ошибки практически исключены, все удобно и объективно.
В помещениях центра ежедневно жизнь идет активная и творческая. Кстати, попасть в число пользователей просто: один звонок - и сотрудники выходят на место, чтобы определить степень и вид нуждаемости. Пожилым участникам клубных формирований центра предоставляется служебный транспорт для доставки в центр, а после занятий – обратно домой. И многие представители поколения 65+ с удовольствием посещают интересные для них кружки. Кроме творческих занятий проводятся мероприятия общественно-политической значимости, например по важным датам, одно из недавних посвятили 81-й годовщине прорыва блокады Ленинграда - с просмотром документального фильма и акцией «Блокадный хлеб». Причем участвовали и старшие, и дети из числа получателей услуг. Говорят, при этом старики нередко плачут, а дети начинают задумываться, осмысливать уроки истории. Огромной популярностью у пожилых пользуется социальный туризм: периодически выезжают группами в ботанический сад (и привозят оттуда какие-нибудь саженцы!), на горячий источник в Кочубеевском округе. А при содействии «Мобильного магазина» регулярно выезжают на рынки Ставрополя и Светлограда, интересуются, какие новые торговые точки появляются. И конечно, любят ездить в различные храмы Ставрополья, а также в сосновый бор Бешпагира, где собирают лекарственные растения, занимаются скандинавской ходьбой.
Занятия непосредственно в центре обычно длятся полтора-два часа. Группы дневного пребывания для граждан с когнитивными расстройствами подбираются небольшие в силу особой специфики данной категории. В центре есть специалисты разной направленности, начиная от профессионального художника до спортивного тренера. Недавно возобновил работу кружок пения: выяснилось, что пожилые люди очень любят петь!
И рисовать тоже. Вот участники кружка рисования под руководством Николая Егорова, специалиста социальной работы, кропотливо осваивают городецкую роспись по дереву. Их наставник – профессиональный педагог дополнительного образования, параллельно работает в Центре детского творчества. Своими возрастными учениками очень доволен: они отличаются большей дисциплиной, старательностью, не пропускают ни одного занятия и всегда искренне благодарны своему молодому учителю.
Не менее вдохновенно трудятся и участники кружка войлоковаляния на площадке отделения дневного пребывания граждан пожилого возраста. На этот раз сюжет выбрали зимне-весенний - подснежники из… шерсти. Надо признать, получается у всех по-разному оригинально и красиво. В прошлом году даже организовали благотворительную выставку своих работ, а средства отправили в Фонд боевого братства. Такую же выставку готовят и нынче - к 23 Февраля. Особенно удались на этот раз подснежники всеобщей любимице - бабе Кате, то есть Екатерине Федосеевне Юхновой, недавно отметившей 95-летие! Сейчас она живет с семьей сына в Грачевке, а в молодости работала на колхозной ферме, с мужем вырастили пятерых детей. В кружок при центре бабу Катю привела невестка Татьяна, и эти занятия внесли в жизнь женщины новые яркие краски. Это в добавление к 16 внукам, ну а уж правнуков, улыбается Екатерина Федосеевна, не сосчитать, как цыплят!
В 2024 году два получателя услуг центра принимали участие в краевом конкурсе финансовой грамотности и заняли первое и второе места. Затем они представляли наш край на федеральном уровне и стали тринадцатыми, что тоже можно считать хорошим достижением. Другой подопечный успешно участвовал в конкурсе компьютерной грамотности среди получателей услуг-инвалидов.
Евгения Чеботаева - участник Всероссийского конкурса финансовой грамотности среди людей старшего возраста. По профессии бывший оператор газовой станции, сегодня на пенсии. С интересом восприняла приглашение центра на конкурс. Потребовалось заранее подготовиться по ряду вопросов налогообложения, защиты от разных мошенничеств.
- Мне это было интересно, понравилась организация: вопросы были в современной, даже в игровой форме, - говорит Евгения Викторовна. - В крае работали три площадки, нас - победителей потом включили в российский этап. Темы затрагивались непростые, например, про виды и направления инвестиций. Справились! Теперь меня приглашают рассказывать старшим про виды мошенничества, а молодежь консультировать по индивидуальным программам долгосрочных сбережений. Даже не ожидала, что конкурс окажется настолько познавательным и полезным! Если пригласят, снова готова поучаствовать.
Вот так в Грачевском центре соцобслуживания населения становится реальностью задача сделать жизнь пожилого человека наполненной новыми красками и смыслами.
![На Ставрополье активно развиваются социальные практики для старшего поколения](/_next/image?url=https%3A%2F%2Fstatic.stapravda.ru%2F!%2Fe85%2Fp213875-1739458128-992x558.jpeg&w=750&q=75)
На Ставрополье активно развиваются социальные практики для старшего поколения
Долгожитель из Апанасенковского округа рассказал о войне и мирной жизни
![Долгожитель из Апанасенковского округа рассказал о войне и мирной жизни](/_next/image?url=https%3A%2F%2Fstatic.stapravda.ru%2F!%2Fa31%2Fp213872-1739457764-576x324.jpeg&w=750&q=75)
В Ставрополе бесплатно проводят реабилитацию детей-инвалидов
![В Ставрополе бесплатно проводят реабилитацию детей-инвалидов](/_next/image?url=https%3A%2F%2Fstatic.stapravda.ru%2F!%2F0df%2Fp213833-1739441428-576x324.jpeg&w=750&q=75)
Агротехнологии 21-го века осваивают учащиеся агроклассов из Невинномысска
![Агротехнологии 21-го века осваивают учащиеся агроклассов из Невинномысска](/_next/image?url=https%3A%2F%2Fstatic.stapravda.ru%2F!%2F97d%2Fp213745-1739291591-576x324.jpeg&w=750&q=75)
Почему ставропольские подростки попадают в мошеннические схемы
![Почему ставропольские подростки попадают в мошеннические схемы](/_next/image?url=https%3A%2F%2Fstatic.stapravda.ru%2F!%2F7b2%2Fp213699-1739269419-992x558.jpeg&w=750&q=75)