Ставрополец поделился впечатлениями от круиза по Персидскому заливу
Просматривая новости, я обратил внимание на рекламу круиза по Персидскому заливу, которую интернет услужливо мне подсуетил. Плюсов было много - невысокая цена, очень интересный маршрут, полный пансион и самое главное, что никаких виз не нужно было оформлять! Круиз начинался и закачивался в Дубае, куда прямой рейс из Минеральных Вод доставлял всего за 3 часа 50 минут. После короткого «совета в Филях» решение было принято, и начался поиск. А потом и покупка билетов, бронирование номеров в гостиницах, разработка культурной программы и прочие хлопоты, связанные с дальней поездкой. За всем этим время пролетело быстро, и день старта настал. Оставив машину на стоянке Минераловодского аэропорта и пройдя в самолет, стали обсуждать детали путешествия. В иллюминаторах все это время было сплошное «молоко», и вдруг неожиданно появились великолепные небоскребы Дубая. Приземлились мы прямо в лето, и яркое солнце заставило нас первым делом снять с себя всю теплую одежду.
Знакомство с кораблём
На океанских кораблях нам приходилось плавать не раз и поэтому, имея некоторый опыт, еще дома в интернете заочно познакомились с кораблем, изучили схемы его палуб и расположение на них разных помещений. Оказалось, что он входит в десятку самых крупных лайнеров мира. Его длина 331 м (примерно три футбольных поля); ширина - 43 м (более четырех волейбольных площадок); водоизмещение - 181500 тонн (3025 железнодорожных цистерн). На корабле разместилось 19 палуб (20-этажный дом) с 2421 каютой на 6344 человека, которых обслуживает более 1700 человек персонала. Палуб на самом деле на одну меньше. Итальянцы считают число 17 несчастливым, и ни на одном лайнере компании 17-й палубы нет. Корабль построили в 2021 году за 1,7 млрд долларов во Франции.
Пройдя контроль, вышли из морского вокзала прямо к кораблю. Этот монстр, увиденный вблизи, производил ошеломляющее впечатление, взгляд упирался в огромную 19-этажную стену с иллюминаторами, высотой 65 метров. Всего корабля видно не было, а наш трап маячил где-то в трехстах метрах впереди. На борту красовалось его имя - MSC Vertuoza, с буквами в трехэтажный дом.
Ура, наших много!
Поднялись на борт, и после приветственных слов капитана лифт плавно вознес нас на палубу с нашей каютой. На ее красивой ручке был закреплен пакет с двумя электронными картами, которые одновременно были и паспортами, и дебетовыми картами, и ключами от каюты. С их помощью на корабле можно было оплатить все что угодно! Осмотр каюты доставил удовольствие. Подробно опишу ее для людей, пожелающих пройти по нашим стопам. В ней находились: ванная комната, телевизор, туалетный стол с большим зеркалом, телефон, фен, мини-бар, сейф, кондиционер, огромная кровать с четырьмя подушками и шестью полотенцами, две тумбочки, платяной шкаф и умная колонка ZOE, которая говорит на семи языках и может ответить на сотни вопросов о круизе. Все было в идеальном состоянии. Оставив вещи в каюте, мы направились в ресторан со «шведским столом». То там, то здесь слышалась русская речь. Обедая, с интересом рассматривали с 15-й палубы ресторана дубайские небоскребы, сверяя их расположение с красочной туристической картой, на которой были планы всех городов круиза и общий маршрут: Дубай - Катар - Бахрейн - день в море - Абу-Даби - остров Сир-Бани-Яс - Дубай. Ожидание предстоящего праздника очень поднимало настроение.
Этот круиз один из немногих, в котором могут полноценно и очень интересно отдохнуть россияне без виз Евросоюза, да еще при вполне демократичных ценах - 400-500 евро за восьмидневное путешествие. Поэтому на корабле собралось много наших соотечественников, а меню в основном ресторане и ежедневные программы путешествия печатались дополнительно на русском языке. Практически в каждом баре, ресторане, детском клубе и у справочной стойки были русскоговорящие сотрудники. Объявления тоже дублировались на русском языке, поэтому проблем в общении с персоналом лайнера у нас не возникло, зато путешествие в обществе россиян обещало быть еще интереснее. После обеда мы отправились изучать наш лайнер. Ориентироваться в этом лабиринте палуб и коридоров было легко - практически везде висели интерактивные экраны, показывающие красной точкой наше местоположение на плане корабля, по которому можно было легко найти нужные нам помещения. Увидев какие-то затруднения, русские ребята с удовольствием помогали нам. Описывать посещение экзотических стран, их столиц и городов очень хочется, но в этой статье не буду, потому что каждая из них заслуживает отдельного внимания и подробного рассказа. Поделюсь лучше яркими впечатлениями, которые остались от плавания на этом замечательном корабле, огромном гостинично-развлекательном центре, сравнимым с небольшим городом.
Плавучий торговый дом
Знакомство начали с главной торговой улицы корабля, похожей на городской квартал протяженностью 112 метров, которая находится на шестой палубе. Это крупный торговый комплекс: его площадь 1168 квадратных метров. Променад занимает сразу две палубы. Помимо бутиков здесь расположены рестораны и кафе с французской, испанской, азиатской и японской кухней, кофейни, кафе-мороженое, пивные и винные бары. В 11 бутиках и магазинах представлены 250 мировых брендов (одежда, часы, украшения, аксессуары, сумки, сувениры и прочее барахло). На память об этом плавучем торговом доме я подарил жене летнюю сумочку, украсившую и без того замечательный день в жизни моей супруги. Главное украшение променада – светодиодный экран размерами 95 на 6 метров, выполняющий роль крыши торговой улицы. В разное время, в зависимости от мероприятия, изображение на экране меняется, создавая впечатление, что каждый раз ты идешь по новой улице. На корабле находятся два театра - на 945 и 300 мест, детские игровые зоны и клуб, волейбольные и баскетбольные площадки. В разных местах корабля разместились пять бассейнов (в том числе большой бассейн с закрывающимся от дождя и холода куполом) и аквапарк площадью 1000 квадратных метров, развлекательная зона со симулятором гонок «Формула-1», боулинг на две дорожки и кинотеатр XD, а также роскошный спa-салон и оснащенный по последнему слову техники тренажерный зал. В главном холле на 5-й палубе ослепительно сверкала своими ступенями лестница, инкрустированная кристаллами Сваровски. Сфотографироваться на ней было непросто, пришлось подождать в очереди. Вечером нас ждало яркое музыкальное шоу в театре. Такого варьете и канкана я не видел даже в парижском «Мулен Руже».
Крещение
Продолжив обследование нашего гигантского корабля, мы познакомились с русскоязычным менеджером, который рассказал о лайнере интересные факты: «Вертуоза» прошла церемонию инаугурации в Дубае, а его крестной мамой стала Софи Лорен, которая уже 18 лет «крестит» все корабли компании. На «крещении» лайнера, кроме руководства компании и семьи судовладельцев, присутствовал премьер-министр Объединенных Арабских Эмиратов шейх Мохаммед ибн Рашид Аль Мактум.
День разнузданной лени
День в море прошел в обстановке праздного безделья. Не нужно было рано вставать, торопиться на экскурсии, пересыщаться информацией от гидов, которая уже плохо усваивалась, и вертеть головой как пропеллером направо и налево, обзирая массу экзотических арабских необычностей. После не легкого, но вкусного завтрака, мы распластались на лежаках со столиком между ними в тени солярия на открытой 19-й палубе. Рядом плескался главный бассейн площадью 1700 квадратных метров, наполненный подогреваемой морской водой. Здесь было свое кафе с пиццей, гамбургерами и легкими закусками, а в баре предлагали пиво и сухое вино. Соревнования между поварами, делавшими из обычных овощей фантастические фигуры сказочных животных и различных зверюшек, привлекло толпы болельщиков. Следующие соревнования были еще более зрелищными: из глыб льда высекались фантастические птицы и рыбы, драконы и чудовища, ожерелья и короны! Едва получив оценку, эти чудо-произведения начинали быстро таять, очень расстраивая всех собравшихся, ведь это были действительно высокохудожественные произведения!
Аниматоры старались на славу, увлекая сотни человек в коллективные танцы и соревнования на воде. На палубе царила веселая атмосфера, дополняемая хорошей музыкой и очень вкусным мороженым. Загорая в теплой воде джакузи под горячим арабским солнцем, мы вдруг вспомнили о теплой одежде, в которой сюда прилетели, разница в климате была разительной. Вечером, прогуливаясь по огромному променаду, зашли в уютное кафе и под мягкие, немного хрипловатые звуки саксофона предались кофепитию в приятной компании соотечественников из Саратова. Они рассказали о случившейся у них беде. Дочка пяти лет, переворачиваясь во сне, ударилась об угол тумбочки и рассекла бровь. Ребята испугались выступившей крови и вызвали корабельного врача, который, обработав и заклеив ранку пластырем, выставил счет: за вызов - 350 евро и 50 евро за материалы (крохотный кусочек пластыря!). Сумма услуги, в перерасчете на рубли, составила больше 43000 рублей! Для сравнения, путевка на круиз мне обошлась в 50000 рублей! К счастью, у этой семьи был запас денег, а если бы не было? После этого рассказа я мысленно похвалил себя за то, что всегда и везде беру с собой максимально полную аптечку на все случаи жизни, не считаясь с ее весом и размерами, хотя жена все время бурчит по этому поводу. Эта привычка выработалась у меня еще в молодости, когда я занимался альпинизмом и горно-пешеходным туризмом вдалеке от аптек и поликлиник.
Деньги на ветер
В качестве особого развлечения на корабле есть казино с рулеткой и массой игровых автоматов, где обладатели лишних денег могут освободить себя от них за несколько минут. Там все для этого приспособлено: и освещение, и система кредитов, и вышколенный, любезный персонал. Любимым моим занятием в круизах является наблюдение за игроками казино. Сев за стол с рулеткой и ставя все время на красное и черное, на чет и нечет, я не мог проиграть в принципе, и с большим интересом долго наблюдал за азартными игроками, которые пришли сюда «обогатиться». Проигрывая огромные суммы, они вели себя очень по-разному. Бурные эмоции заполняли все пространство вокруг. Одни плакали и истерили, другие напивались, а самые глупые хотели отыграться и дрожащими руками делали последние ставки. Так и не проиграв ни евро, я получил громадное удовольствие от ярких наблюдений за человеческой жадностью и глупостью - ведь всем известно, что обыграть казино невозможно!
Праздник еды
О питании на корабле нужно говорить отдельно, ведь еженедельно на него тратится миллион долларов! На корабле есть 21 бар и 10 ресторанов. В путевку включено питание в трех из них. В основном ресторане можно выбрать по одному блюду на выбор, а можно взять и попробовать все меню. Однако наиболее удобным является ресторан «шведский стол», находящийся на 15-й палубе. Он работает 20 часов в сутки. Здесь можно завтракать, обедать, полдничать и ужинать, если не хочется идти в основной ресторан. Он работает по принципу столовой - вы с подносом идете вдоль витрин и выбираете все, что хотите, а главное сможете съесть. Задача эта не простая, потому что ассортимент блюд огромен! Еда и напитки - чай/кофе, сок/вода - тоже включены в стоимость круиза. Выбирать блюда здесь одно удовольствие, все они перед глазами и можно попробовать неизвестное блюдо, перед тем как заполнить им всю тарелку. Эта любознательность всегда приводит к тому, что я привожу из круизов 5-6 лишних килограммов веса, с которыми безрезультатно борюсь потом долгие месяцы… Многочисленные бары расположены в разных частях лайнера, даже у бассейнов на открытых палубах, а в специальном «сигарном» баре можно еще и курить. В одном баре безалкогольные коктейли гостям готовит заботливый бармен - робот по имени РОБ, говорящий на восьми языках. Из русских слов, к сожалению, он знает пока только наиболее употребительные, которым его научили русские туристы... Для заказа коктейля вы на экране выбираете напиток из готового меню или подбираете на свой вкус, оплачиваете его и ждете подачи. Цена напитка - 10 евро, плюс 15% сервисный сбор, всего 11,5 евро (больше 1200 рублей). При этом стакан, в котором робот подаст вам коктейль, можно забрать с собой в качестве сувенира. Несколько таких же роботов уже трудятся и в Ставрополе, но цены у них пониже! Что касается алкоголя, то на круизных лайнерах это очень дорогое удовольствие. Учитывая сервисный сбор (15%) к концу круиза счет за алкоголь может превысить стоимость самого круиза. На корабль проносить алкоголь строго запрещено! Хозяевам очень не хочется терять огромные прибыли. В результате здоровый образ жизни на время круиза маячит в полный рост.
Кухонные тайны от шеф-повара
Для того чтобы туристы могли вкусно поесть 8-10 раз в сутки и побаловать себя ночными перекусами, каждый день на корабле готовят более 30000 порций разных блюд. Этим заняты 1000 поваров и работников кухни, официантов, посудомойщиков и вспомогательных рабочих. Работают они по 12 часов без перерывов и выходных. Только на таких условиях с ними заключают контракты на четыре месяца. Непосредственно в распоряжении шеф-повара находится около 300 поваров, работающих в две смены, без выходных. Первая смена длится с 8 до 14 часов и с 17 до 22 часов. В 22 часа заступает вторая смена, работающая до 10 часов утра. В неделю готовится 100 меню на 36 камбузах (кухнях). Есть специальная комната для нарезки овощей. Сырзавод на борту производит замечательные сыры, которые сразу попадают на стол туристам. Собственная хлебопекарня печет различные виды черного, белого, ржаного хлеба и булок по рецептам со всего мира. Кулинарный цех выпускает 100 видов выпечки, торты, различные пирожные, эклеры. Шоколадный цех производит массу разной продукции, начинок и жидкий шоколад. На кухне горячих блюд готовят супы, соусы, массу основных блюд. В год туристы потребляют 11 миллионов блюд, 3200 пицц в час. Мороженное производят круглосуточно. На закупку продуктов еженедельно тратится один миллион долларов (около 105 миллионов рублей). Они загружаются на борт в субботу до 16 часов. До 30 грузовиков привозят около 280 тонн различных продуктов, и их очень быстро по коридорам нижних палуб перемещают в холодильники, морозильники и склады сухого хранения. Мясо, рыбопродукты, овощи и фрукты хранят отдельно, в разных местах. Заготавливают продукты на недельное плавание, а их резервный запас рассчитывается на два дня круиза. Мойка полностью автоматизирована, и загруженные десятки тонн грязной посуды через две минуты выходят уже чистыми и сухими. Стирка белья тоже автоматизирована. После стирки сухое белье отправляют на глажку.
Много интересного о корабле рассказал помощник капитана, с которым я беседовал в рубке во время свободного дня в море.
- Нашим лайнером с капитанского мостика управляют всего три человека, используя вместо штурвала специальные джойстики и ориентируясь по различным системам спутниковой навигации, - рассказал он. - Для обеспечения безопасности установлен еще и бортовой компьютер, отслеживающий соблюдение курса движения, уровень качки и общую ситуацию на борту судна. При форс-мажорных обстоятельствах он может взять управление лайнером на себя. Работу компьютера контролируют специалисты очень высокой квалификации. На случай непредвиденных обстоятельств на лайнере находятся специальные вместительные моторные лодки (боты), спасательные жилеты и плоты, рассчитанные на спасение всех пассажиров и работников судна. Перед каждым круизом персонал проводит учебные спасательные мероприятия - всех пассажиров собирают в специальных местах по эвакуационному плану и объясняют, куда и когда нужно следовать при возникновении чрезвычайной ситуации. Поэтому ситуацию с «Титаником» представить себе сейчас сложно.
- Откройте секрет, что находится внизу корабля, куда туристы даже заглянуть не могут?
- Чтобы туристы лучше представляли, на каком корабле они находятся, расскажу о лайнере подробнее: это один из самых высокотехнологичных кораблей компании, оборудованный по последнему слову техники. Он развивает скорость 22,3 узла (больше 41 км/час), имеет стабилизаторы килевой и бортовой качки, новаторскую систему тяги, состоящую из мощных электродвигателей и гребных винтов, размещенных в гондолах под кормовым свесом корабля. Благодаря этому они поворачиваются на 360 градусов и создают толкающее усилие в любом направлении. Подруливающие двигатели меньшего размера устанавливают на бортах под ватерлинией, горизонтально. Они помогают швартоваться у причалов и проходить различные узкие для корабля места. Целый технический город расположился в трюме и на нижних палубах. Здесь находятся танки для топлива и питьевой воды, очистители и танки для бытовых стоков, балласта и стабилизации качки емкостью около 10000 кубических метров. На корабле есть слесарно-механический цех, санитарно-техническая служба, телерадиомастерская и мастерские по ремонту бытовой техники и компьютеров, электроцех, швейная мастерская и развернутый медицинский центр. Недельный круиз обеспечивает большая команда из 9 морских офицеров, 17 механиков, инженера-эколога, специалистов по информационным системам и инженера-электрика. А также команды плотников, слесарей, сварщиков, сантехников, электриков, обойщика и кафельщика. Пассажиров обслуживают более 400 горничных и более 400 официантов - из разных стран. Все служащие работают по семь дней в неделю, от четырех до десяти месяцев в году, живут в двухместных каютах и пользуются внутренними трапами, скрытыми от глаз пассажиров.
- Какую же мощность должны иметь двигатели, чтобы этот «айсберг» перемещался?
- Мощность основных дизельных двигателей около 100000 л.с. размерами с трехэтажный дом, и взрослый человек может спокойно прогуливаться у них внутри. Они вращают электрогенераторы, которые дают ток для высокомоментных электродвигателей, на роторах которых напрямую закреплены гребные винты больше 6 метров в диаметре. На спокойной воде около двух третей мощности двигателей идет на движение судна и треть - на нужды пассажиров и экипажа. Опреснительные установки размером с автомобиль могут опреснять ежедневно более 1300000 литров морской воды, обеспечивая пассажиров и экипаж пресной водой. Все машины охлаждаются водой, циркулирующей в системах замкнутого цикла, а сами охлаждающие системы - морской водой. На корабле имеется установка «серой воды», которая очищает сточную воду из душевых и кухонь и делает ее пригодной для повторного технического использования. «Черная вода» из туалетов тоже очищается и лишь затем сливается в море, а твердый остаток выгружается на берегу. Для достижения максимальной топливной эффективности и безопасности корабля ежедневно рассчитывается оптимальная конфигурация распределения грузов, продовольствия и запасов воды на борту и, чтобы скорректировать дифферент и обеспечить устойчивость судна, жидкости даже перекачивают из одного танка в другой. Иначе такой огромный корабль при качке может перевернуться.
Проведя на круизном лайнере восемь суток, мы посетили несколько стран Персидского залива. Интересные экскурсии подробно рассказали о жизни в этих странах и показали их достопримечательности. Персидское солнце подарило нам загар, а корабль - много экзотических блюд из кухонь всего мира. Каждый день, как в калейдоскопе, был наполнен различными шоу, варьете, спектаклями и спортивными соревнованиями, сменявшими друг друга. Но все когда-то кончается, и, приобретя красивые сувениры, мы с сожалением покинули этот туристический рай, подумав, что великолепно отдыхать можно не только в деградировавшей и враждебной Европе.